Skip to main content
26 апреля, 2024
$ 92.13
98.71

Параллельный импорт: как в России будут закупать одежду и электронику в обход правообладателя

03 июня, 2022, 12:26

Сеть «М-Видео–Эльдорадо» в конце мая стала заниматься параллельным импортом электроники и бытовой техники. Эксперты рассказали, что в обозримом будущем по таким схемам в нашу страну будет ввозиться огромная номенклатура товаров – от одежды и косметики до сложного промышленного оборудования.

© pexels.com

Наши коллеги из популярного издания «Профиль» решили разобраться в том, как действует параллельный импорт и чем такая новая логистика может обернуться для рядового потребителя.

Так уже было

В 1990-х и в начале нулевых все это мы уже проходили – почти вся бытовая техника в тот момент, как и автомобили и одежда в страну ввозились «всерую» – без согласования с правообладателями и компаниями-производителями. Это и носит название параллельный импорт. Постановление по поводу его легализации российское правительство приняло 29 марта 2022 года. В последних числах апреля стало известно, что Минпромторг закрепил перечень брендов и товаров, которые подпадают под действие постановления. В перечне для «серого» ввоза числится более 50 товарных групп: автозапчасти и автомобили ведущих производителей (почти 20 компаний), автомобильные шины от Michelin, Bridgestone, Goodyear, электроника и бытовая техника, механические устройства и оборудование, одежда, парфюмерия и текстиль.

Подобный демарш российских властей, легализующий параллельный импорт стал ответом Москвы на санкции от США и ЕС. Около 300 крупных иностранных компаний после их введения, действующих на отечественном рынке, заявили о прекращении деятельности в РФ, о сворачивании поставок продукции в том числе. Наш же потребительский рынок, как и многие экономические сектора, по-прежнему зависим от импорта. Зависим критически. Поэтому какого-то особого выбора у нас просто не было.

Не стоит при этом путать параллельный импорт с контрабандой и контрафактом. Контрафакт – это подделка, это «левый» товар, на который незаконно нанесена торговая марка – это и паленая водка, и костюмы Adidas, которые пошиты во вьетнамской деревне или в Подмосковном подвале. А контрабанда – это незаконный провоз через границу товара. И это нам хорошо знакомо по 90-м: чемоданы, в которых диски с ПО, материнские платы для компьютеров, процессоры Intel и AMD; фуры, везущие официально спортивные костюмы, но на самом деле загруженные телевизорами и видеотехникой. Подобные операции запрещены по-прежнему.

Что же касается параллельного импорта, то там иная ситуация. Законный импортер законно ввозит товар, но осуществляет это через другую страну. Например, российский оптовик сотрудничает с казахской фирмой, которая в Казахстан доставляет бытовую электронику. Фирма делает заказ на партию больше, чем обычная, в то время как «лишний» товар передает за вознаграждение российскому партнеру. И тот его грузит в фуру и везет домой.

Первоочередной импорт

Для рядового потребителя самые важные направления – бытовая техника, косметика, фармацевтика, одежда и обувь, легковые автомобили и комплектующие к ним.

Аналитик компании TeleTrade Алексей Федоров предложил на первое место поставить смартфоны и другую бытовую технику, а также – электронику для личного пользования. У Федеральной таможенной службы (ФТС) в отчете нет такой конкретной графы, но Федоров оценил годовой объем импорта продукции больше, чем в $30 млрд. Дальше идет фармацевтика. По информации ФТС, импорт «антибиотиков и медикаментов» в 2021 году был около $9,749 млрд.

Специализированная платформа «Внешняя торговля России» оценила закупки фармацевтических продуктов почти в $13,8 млрд. Третье место занял автотранспорт. По данным ФТС, за прошлый год легковых автомобилей ввезли на $7,99 млрд. Также к ним можно добавить «части и принадлежности моторных транспортных средств» – $10,66 млрд, и еще $2,12 млрд – на шины и покрышки. Потом идет кожаная обувь и одежда, их импортировали на $9,493 млрд.

Отечественные производители больше всего заинтересованы в импорте автомобилей и оборудования. Именно на этот раздел пришлась почти половина всего импорта РФ в 2021 – $144,3 млрд из $303,9 млрд.

Та есть всё – от воздушных вентиляторов и центрифуг до промышленной электроники и техники пищевой промышленности.

– Номенклатура достаточно широкая, но самыми крупными, а значит, и самыми актуальными статьями выступает строительная техника, – рассказал Алексей Федоров. – Транспорт – вероятнее всего – на втором месте. Также очень важны импортные поставки по линии грузового и грузопассажирского транспорта и комплектующие к нему.

Проще всего на практике наладить «серые» поставки товаров, которые не требуют какой-то сложной техподдержки или постпродажного обслуживания, как и обновления программного обеспечения (одежда и обувь – идеальный вариант). Но организация параллельного импорта смартфонов, высокотехнологичного промоборудования и электроники чревата проблемами. Особенно если оборудование предусматривает программную поддержку от производителей из недружественных стран.

По данным СМИ, «М.Видео–Эльдорадо» закупать технику Apple отказались – есть риск, что в России ее просто не получится активировать.

Платные приложения к «яблочным» смартфонам недоступны.

– Но без них этот гаджет превращается просто в очень дорогой калькулятор, который никому нужен, – сообщил ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. – Apple к тому же может отслеживать оптовые закупки своих устройств и блокировать дистанционно устройства при помощи ПО.

Со смартфонами на Android все проще – в настройках достаточно поставить галочку, которая разрешает установку программного обеспечения из файлов.

Новые цепочки поставок

Очевидно, что новые логистические цепочки окажутся длиннее и сложнее прежних. Параллельный импорт в Россию, скорее всего, пойдет через страны-посредники – Казахстан, Турцию, Армению, Китай, ОАЭ.

Но все может оказаться не настолько гладко, как хотелось бы: условия не те, что были в 1990-х. Тогда никто нам ни в чем не препятствовал. Теперь все иначе. Многие европейские производители, а также производители из США и Азии целенаправленно бойкотируют наш рынок.

– Интрига в том, как активно параллельному импорту будут противодействовать западные партнеры, – рассказал советник по макроэкономике гендиректора компании «Открытие Инвестиции» Сергей Хестанов. – Если сделают вид, что ничего не случилось, нас ожидает несущественное удорожание; если они начнут  усиленно противодействовать ввозу в РФ товара, то траты и хлопоты российских компаний заметно увеличатся.

Задача усложняется еще и потому, что условно дружественных стран по соседству с Россией не так уж и много, а их население – малочисленно. В Казахстане – меньше 20 млн человек, в Грузии – почти 4 млн, в Армении – меньше 3 млн и – как следствие, товарные потоки таких государств также скромны.

– Логистика может увеличится в цене в 2-3 раза , все зависит от того, какой именно товар вы везете, – рассказал Эльдар Муртазин. – Пригнать фуру из Казахстана это где-то $10 тысяч.

Параллельный импорт и розничные цены

 Эльдар Муртазин уверен – смена логистических схем прибавит к цене мобильных гаджетов почти 25%.

Алексей Федоров считает, что доставка товаров широкого потребления будет «достаточной статьей себестоимости, которая способна повысить конечную цену на 20–30%».

Но подобные цифры можно прогнозировать только после того, как потоки параллельного импорта наладят.

 А пока цены первых смартфонов, которые ввезли в РФ по новым схемам, завышены на 50–100%.

– Да, в будущем наценка уменьшится, – рассказал эксперт. – Но без динамичного  трафика поставок, позволяющего компенсировать логистические расходы, низких цен можно не ждать.

Если учитывать, что покупательная активность россиян в настоящее время не самая высокая, то параллельный импорт может пробуксовывать около полгода-год.

Еще одна неприятность от параллельного импорта – отсутствие фирменной гарантии на товар.

– Получается, что компании-производители нести ответственность за свой продукт не будут, – пояснил эксперт. – Это уже можно наблюдать. то уже происходит.

Авторизованные сервисные центры Apple по словам Эльдара Муртазина начали отказывать покупателям в гарантийном ремонте.

– Apple не поставляет запчасти – им проще отказать в ремонте, назвав этот случай негарантийным, – пояснил Муртазин. – Компания Apple просто «кинула» потребителей в РФ, они просто нарушают закон. Нарушают в прямом смысле слова.

Ранее издание Business Insider писало о том, что вопреки санкциям Россия каждый день сможет получать сотни миллионов долларов. И все благодаря газу и нефти.



";