Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

«Будет еще дороже»: Украина не может справиться с дефицитом бензина

06 июня, 2022, 20:17
© pexels.com

Еще несколько дней назад на Украине должен был закончиться дефицит бензина и дизеля. Отпуская ценники, киевский режим заявлял, что до конца мая ситуация на заправочных станциях стабилизируется. Как сказала глава Минэкономики страны Юлия Свириденко, до конца весны Украина завезет 350-360 тысяч тонн топлива за счет новых логистических маршрутов: пунктов перегрузки ресурса в железнодорожные цистерны с узких рельс на широкие на границе с Евросоюзом, приема в портах Дуная, реверса по трубопроводу из Венгрии и т. д. Причем этот объем, якобы, точно такой, который, по расчетам ведомства, требуется для внутреннего потребления в мае.

Сейчас в Незалежной с топливом действительно стало немного легче, чем было на пике дефицита. На некоторых заправках бензин и дизельное топливо можно залить без очереди, на других они есть, но уже не такие длинные. Вдобавок многие АЗС увеличивают лимиты. К примеру, WOG сообщила об увеличении лимита для владельцев карты Pride c 20 до 40 литров, пишет «Страна.ua».

Однако, как сказал руководитель агентства «А–95» Сергей Куюн, до стабилизации ситуации на топливном рынке еще очень далеко. По его словам, местами ситуация улучшается, но все равно до сих пор сложная. По Киеву на данный момент самый большой прогресс. Открылись несколько сетей АЗС, которые до этого закрывались, появился дополнительный ресурс. Поэтому картина видится достаточно оптимистичной. В западных областях, расположенных поближе к границам, с топливом тоже дела обстоят более-менее нормально. Однако по регионам ситуация разная: в одних есть бензин, нет дизтоплива, в других наоборот, а где-то по–прежнему наблюдается дефицит.

После введения ЕС нефтяного эмбарго ситуация с топливом в Незалежной может ухудшиться, потому что часть поставщиков, с учетом перспективы роста нехватки в самой Европе, отказали в поставках на Украину.

Цены выросли, а дефицит остался

pexels.com

После того как стоимость бензина и дизеля в один день резко выросла, ситуация на АЗС, на первый взгляд, действительно стала не такой напряженной. Бензин по 52 гривны и дизель по 58 гривен (новые ценовые уровни, на которые указал кабмин, снимая государственное регулирование) купить стало проще, чем по старым ценам – 37,69 и 42,63 гривен соответственно.

Очередей на заправках в Киеве стало меньше, на некоторых их вообще нет, а лимиты в один бак выросли. То есть, 20 литров водителям наливают уже почти везде, некоторые АЗС увеличили отпуск по картам лояльности до 40 литров, а некоторые вообще обещают безлимитную заправку, только использовать для расчета надо наличные, а не банковскую карту.

Куюн отметил, что отчасти картинка на заправочных станциях улучшилась, потому что автомобилисты уже привыкли к новой топливной реальности. Кто–то ищет топливные талоны, а кто-то узнал расписание заездов бензовозов на заправку и подтягивается под них.

К тому же немаловажную роль сыграла отмена предельных цен. Заправщики жаловались, что установленные Минэкономики Украины цены «не рыночные»: в розницу топливо продавали дешевле, чем оно стоит на опте. В этой связи заправки работали в минус, поэтому при любой удобной возможности пытались перебрасывать объемы на оптовые продажи, например, корпоративному сектору, аграриям и т. д.

После того как цены снизили, розница стала более привлекательной, поэтому туда пустили больше топлива. Теперь для розницы маржа привлекательная. К тому же за счет розничных наценок АЗС могут не повышать ценники на фоне удорожания нефтепродуктов в странах Евросоюза, которое недавно произошло, пояснил Куюн.

Что касается увеличения поставок, на которое рассчитывали в Минэкономики Украины, то оно идет не такими большими темпами, как прогнозировали в ведомстве.

Насыщение рынка сейчас происходит дизельными топливом, а бензина не хватает, потому что в Европе он тоже в дефиците, и украинские трейдеры не могут найти дополнительные партии. Не так быстро, как рассчитывали в Минэкономики, идет поставки ресурса через европейские порты, так как там инфраструктура заточена, в основном, на прием дизтоплива, а не бензина. Вдобавок ситуация постоянно меняется. К примеру, после решения об эмбарго на нефть из России некоторые европейские государства, которые хотели продать Украине часть объемов топлива из своих резервов, отказались от этой идеи. В Европе растет стоимость нефтепродуктов, еще могут быть скачки, поэтому ресурсом не разбрасываются – все берегут для себя, отметил Куюн.

Это подтвердил руководитель отдела маркетинга «БРСМ-Нафта» Александр Мельничук. По его слова, по дизелю рост поставок сейчас идет более динамично, а вот по бензину есть проблемы. ЕС был не готов к такому резкому росту запроса на бензин с украинской стороны, в этой связи ресурса просто нет. Поэтому о преодолении дефицита пока что не может идти речи. По дизелю насыщение рынка возможно через 1-1,5 месяца, а по бензину сложно назвать какие-то сроки. Перебои с поставками сохранятся.

В Закарпатье – по 45, в Сумах – по 80

pexels.com

Если говорить о наличии топлива на заправках, то, пожалуй, единственным бездефицитным регионом сейчас является Закарпатская область. К тому же там ниже цены – порядка 45 гривен за 1 литр. В целом по западным областям Украины ситуация лучше, чем в других регионах, хотя время от времени перебои с поставками случаются. В Киеве ситуация лучше, чем на пике дефицита, однако все равно хуже, чем до начала специальной военной операции России.

Украинцы говорят, что на WOG на набережной в один день был бензин, но выстроилась очередь из 30-40 автомобилей. На UPG на Окружной – очередь полкилометра. Правда, цены дешевые: А-95 по 49 гривен, а газ – по 37 гривен. На ANP на Харьковском шоссе за бензином по 50 гривен тоже была очередь.

На более-менее приемлемые ценники водители съезжаются со всего Киева, так как на многих АЗС, даже если топливо и есть, цены сильно завышены. Так, на Motto в Пролисках под Киевом 95-й стоит 65 гривен за 1 литр, правда, при расчете наличкой заливают безлимитно, а картой – 20 литров в один бак.

В целом очереди за топливом в столице есть до сих пор. Если на западе и в южных областях Украины выстраиваются очереди по 15-20 машин, то в Киеве собирается до 200–300 автомобилей, отметил Мельничук.

Однако во многих регионах страны бензин и дизель до сих пор сложно купить за любые деньги. На периферии ситуация разная. Перманентно перебои то с бензином, то с дизтопливом, очереди. Более-менее стабильно по всей стране дела обстоят разве что с газом пояснил Куюн.

«Будет еще дороже»

pexels.com

Решить проблему топливного дефицита реально. Придется перейти от экспериментов к четкому плану действий, чего украинские власти почему-то не делают. Есть несколько шагов, которые позволили бы насытить рынок топливом:

  • составить прогнозный баланс потребностей разных категорий потребителей в топливе разных марок;
  • оценить реальную пропускную способность доступных каналов поставок, в том числе автомобильные переходы, дунайские порты и железнодорожные ветки;
  • обязать трейдеров раскрыть подробности имеющихся у них контрактов на поставку бензина и дизтоплива, а также сроки их выполнения.

Если законтрактованные объемы будут ниже прогнозного баланса, нужно подключить Госрезерв, который заключал бы прямые контракты под государственные гарантии с европейскими НПЗ. Большая часть трейдеров сейчас ищет партии топлива на свободном рынке в Европе. Ясно, что там дефицит. Поэтом требуются долгосрочные прямые контракты с переработками, считают эксперты.

Ранее резкий скачок цен на топливо, который произошел в США после отказа от энергоресурсов из России, спровоцировал волну воровства бензина.