Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Bloomberg: Евросоюз должен быть готов к тому, что одна из стран станет банкротом

17 ноября, 2022, 14:04
© unsplash.com

Европейские лидеры все время обещают устранить надвигающуюся на Евросоюз угрозу. Речь идет о раздутом госдолге. Однако их планы раз за разом срываются. Сначала помешала пандемия коронавируса, а затем связанный с конфликтом на Украине энергетический кризис.

Так дальше продолжаться не может. В какой-то момент правительство какого-нибудь крупного государства наверняка окажется неплатежеспособным. ЕС должен подготовиться к этому, пишет агентство Bloomberg.

Когда разнонаправленные экономики используют одну валюту, но каждый пользуется собственной казной, возникают перекосы. Так, экспорт и сбережения ФРГ порождают долги в других государствах. Десять лет назад такие перекосы наряду с неэффективными действиями правительства привели к финансовому краху в Греции, который чуть было не разорвал еврозону и причинил страдания миллионам жителей Европы. Правда, вместо того, чтобы решить проблему и создать финансовый союз, лидеры европейских столиц только подтвердили свое прежнее обещание: сократить госдолг до более безопасного уровня.

Но этого не произошло. Чрезвычайные расходы, направленные на смягчение последствий пандемии коронавируса и скачок цен на энергоносители, привели к тому, что долговое бремя движется в противоположном направлении. Совокупный долг правительств еврозоны в 2021 году составлял 95% валового внутреннего продукта. Для сравнения, в 2010-м он равнялся 86%, а заданная цель — 60%.

Резонный вопрос: грядет новый кризис? По словам автора материала, это зависит от того, поверят ли инвесторы, что соотношение долга к ВВП под контролем у европейских правительств. В каком-то смысле в 2022 году поможет всплеск инфляции, который немного увеличит знаменатель этой дроби. Однако c ростом процентных ставок начнет расти и числитель.

Есть, например, Италия с соотношением долга к ВВП в 151%. По официальным прогнозам, ее долговая нагрузка в течение следующих 10 лет снизится. Однако это произойдет лишь при условии, что стоимость займов не будет выше 2%. Если вместо этого долг пролонгируется по нынешним процентным ставкам в районе 4%, то перспективы этой страны окажутся более шаткими. Лишь ради сохранения стабильного коэффициента долга правительству нужно будет вести постоянную жесткую экономию, поддерживая средний профицит первичного бюджета (за исключением платежей по долгу) на уровне практически 1,5% ВВП. Это не беспрецедентно, но чревато протестами среди населения и падением инвестиций. Снижение долга до 60% ВВП, пусть даже в течение 20 лет, потребует невиданного в истории устойчивого профицита.

Еще рынки могут решить, что итальянский долг не подъемен, тогда у чиновников останется два варианта: списать его за счет частных инвесторов или спасти страну руками налогоплательщиков. В таких условиях первое, скорее всего, приведет к новому финансовому кризису, так как крупнейшими держателями госдолга являются итальянские банки. Про второе в политкругах даже не говорят — особенно в сравнительно благополучных государствах, например, в ФРГ.

В результате долгосрочную жизнеспособность евро сможет обеспечить только подлинный союз с распределением рисков, в котором асимметрия шоков будет уравновешена фискальными трансферами. При этом ЕС обязан как минимум создать условия для относительно упорядоченной реструктуризации суверенного долга. Законодателям потребуется ускорить диверсификацию банковских авуаров, а также снизить долю долгов своих правительств и потребовать увеличения капитала, который покроет убытки. К тому же нужно будет завершить реформы банковского сектора, позволяющие разбираться с банкротствами с побочным ущербом, стремящемся к минимуму.

Вдобавок Евросоюзу потребуется механизм суверенного банкротства. Его основная цель — гарантировать, что в случае, если правительство будет не в силах выплатить долги, убытки лягут на частных кредиторов, причем оперативно и справедливо. Такой подход позволит минимизировать участие европейских налогоплательщиков и избежать огромных финансовых вливаний, которые нанесли ущерб в Греции.

Если нечто не может продолжаться вечно, то оно прекратится. Поэтому Европейскому союзу лучше подготовиться заранее.

Ранее сенатор Алексей Пушков заявил, что Евросоюзу становится все сложнее бороться с последствиями введенных против России санкций. По его словам, потолок цен на газ уже перестал быть подходящим вариантом для борьбы с энергетическим кризисом.