Skip to main content
19 сентября, 2024
$ 92.70
103.2

Упадок иностранных автопроизводителей на китайском рынке

«Дни славы» мировых автопроизводителей в КНР прошли
04 сентября, 2024, 17:33
© freepik.com

Ford и General Motors сталкиваются с падением объемов продаж и уменьшением рыночной доли в Китае, так как местные покупатели все чаще выбирают отечественные марки вместо иностранных брендов.

На протяжении многих десятилетий зарубежные автопроизводители владели автомобилестроительным рынком Китая, реализуя миллионы машин и получая значительные доходы. Однако эта эпоха благоденствия близится к завершению, пишет Ридус.

Ускоренное развитие китайских компаний, занимающихся производством электромобилей, таких как BYD и Xpeng, кардинально меняет обстановку на крупнейшем в мире рынке легковых автомобилей, оставляя иностранных гигантов в затруднительном положении. Ярким примером таких изменений являются серьезные трудности, с которыми сталкивается Volkswagen (VW).

Китай стал ключевым рынком для VW, но в последние три года его поставки упали более чем на 25%, составив 1,34 миллиона автомобилей в первой половине этого года. В минувшем году компания утратила титул самого популярного автомобильного бренда в Китае, который удерживала с 2000 года, уступив место BYD.

Тем не менее, Volkswagen, являющийся вторым по величине производителем автомобилей после Toyota, не единственный, кто испытывает затруднения. Ford и General Motors также регистрируют снижение продаж и рыночной доли, так как китайские покупатели все чаще выбирают местные марки.

Согласно информации Китайской ассоциации легковых автомобилей (CPCA), в июле доля иностранных производителей на китайском автомобильном рынке снизилась до 33% с 53% за аналогичный месяц два года назад.

Прибыль автопроизводителей в Китае испытывает значительное давление. Согласно финансовым отчетам за квартал, завершившийся 30 июня, доходы от совместных предприятий Toyota в Китае сократились на 73% по сравнению с тем же периодом прошлого года.

pixabay.com

Совместные предприятия GM в Китае, которых в стране десять, в этом году сообщили о квартальных убытках. В прошлом году продажи американской компании упали вдвое с рекордных 4 миллионов автомобилей в 2017 году до 2,1 миллиона.

«Заработок в Китае — редкость. Текущая ценовая война — настоящая гонка за выживание», — отметила генеральный директор компании Мэри Барра.

Длительная и жесткая ценовая конкуренция на рынке электромобилей затронула множество местных производителей. Иностранным компаниям пришлось реструктурировать свои бизнесы или закрыть ранее успешные заводы.

В октябре японская Mitsubishi Motors сообщила о приостановке производства на совместном предприятии в Китае после многолетнего снижения продаж.

Honda, Hyundai и Ford предприняли меры по сокращению расходов, включая увольнения и закрытие производств, отмечает CNN.

Эпоха стремительного роста и высоких прибылей в Китае окончена. Массовым брендам стоит готовиться к трудным временам, — предупреждает Майкл Данн, эксперт в области автопрома.

Чудо Tesla

Для крупных автопроизводителей по всему миру резкий поворот событий произошел после почти двадцати лет стабильного увеличения продаж и прибыли в Китае, начиная с начала 2000-х. Компании Volkswagen и GM, которые первыми пришли на этот рынок, наслаждаются прибылью гораздо дольше. Как утверждает Данн, ощущение, что благополучие никогда не закончится, было настолько интенсивным, что один из директоров автомобилестроительной компании пошутил: «Мы зарабатываем здесь больше, чем Бог».

С середины 2010-х годов, когда китайское правительство начало инвестировать в местных производителей электромобилей в рамках стратегии «Сделано в Китае к 2025 году», иностранные компании продолжали увеличивать свою рыночную долю. Однако китайские покупатели по-прежнему отдавали предпочтение традиционным автомобилям известных марок.

Все изменилось с появлением Tesla, когда в декабре 2019 года на заводе в Шанхае с конвейера сошла первая Model 3. Этот момент стал знаковым, перевернув представления потребителей об электромобилях.

Международное энергетическое агентство прогнозирует, что в этом году продажи электрических и гибридных автомобилей в Китае могут достичь 10 миллионов, что почти половина всех продаж в стране.

freepik.com

Новый центр мирового автопрома

Производители электромобилей в Китае не ограничиваются успехом на своем внутреннем рынке. Экспорт легковых автомобилей растет стремительными темпами: в прошлом году он увеличился более чем на 60% и превысил четыре миллиона единиц. Это позволило Китаю стать крупнейшим в мире экспортёром автомобилей, обойдя Японию и Германию.

По данным CPCA, свыше 25% этого экспорта занимают электромобили. UBS прогнозирует, что к 2030 году доля китайских автопроизводителей на глобальном рынке электромобилей может удвоиться, составив около одной трети, что приведет к значительным потерям для европейских компаний.

Угроза, нависшая над автоиндустрией Европы и Северной Америки, спровоцировала рост тарифов на китайские электромобили, однако неясно, хватит ли этого для сдерживания наплыва.

Китайский рынок слишком велик, чтобы полностью его покинуть. Мировые автопроизводители активно сотрудничают с местными компаниями: Volkswagen купил 5% акций Xpeng, а Stellantis приобрел 20% акций Leapmotor, подчеркивая растущее влияние китайских брендов на международной арене.

Китайские фирмы, такие как BYD, активно развивают свое присутствие за границей, открывая новые заводы и покупая дистрибьюторов, что делает страну центром мировой автомобильной отрасли.

Ранее LIVE24 сообщало, что доля кроссоверов на авторынке в России достигла 70%.