Skip to main content
26 апреля, 2024
$ 92.13
98.71

Россияне взяли 562 тысячи кредитов на покупку автомобилей в 2021 году

11 октября, 2021, 9:58
Это стало историческим максимумом.
Россияне взяли 562 тысячи кредитов на покупку автомобилей в 2021 году
© pixabay.com

Автокредиты бьют рекорды

В период с января по август банки выдали 562 тысячи автокредитов, а это на 34% больше, чем было в 2020 году, отметило «Объединенное кредитное бюро». На рынке сложился дефицит, россияне торопятся с покупкой машин, а дилеры поднимают цены чуть ли не каждый месяц.

Чтобы было понимание: в июне в среднем легковое авто стоило 1,8 млн рублей, в июле — 1,9 млн, в августе — 2,14 млн. За год легковушки подорожали почти на 500 тысяч рублей — раньше для такого требовалось 5 лет. С января — на 21%.

Комплектующие тоже дешевле не становятся. Эксперт Академии управления финансами и инвестициями Алексей Кричевский предупредил, что ряд немецких концернов заявил, что не снизит цены даже после того, как закончится кризис полупроводников и микросхем. Кредитов берут все больше — покупатели торопятся, и их можно понять. Побегать за новыми моделями придется еще минимум два года.

За первые восемь месяцев текущего года россияне одолжили у банков на покупку автомобилей 518 млрд рублей — на 44% больше, чем в прошлом году. В августе средний заем (на новые авто и машины с пробегом) составил 1,14 млн рублей, отметили в Национальном бюро кредитных историй. По сравнению с аналогичным месяцем 2020-го – больше на треть. Особенно активны в вопросе автокредитов жители Москвы — 1,7 млн рублей в среднем. В Подмосковье — 1,4 млн, а в Петербурге — 1,3 млн. Чуть меньше в Ленобласти и Краснодарском крае.

При этом все по максимуму хотят растянуть срок кредита. Сейчас в среднем обязуются рассчитаться с банком за 4,5 года. В 2020-м было на 8 месяцев быстрее. Руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев пояснил, что чем дольше, тем меньше ежемесячный платеж. При стагнации располагаемых реальных доходов населения так спокойнее жить. При этом позитивная динамика здесь лишь со второго квартала. Впервые с начала пандемии коронавируса — плюс 6,8% в годовом выражении.

Дилеры выполняют свою работу

Продавцы стараются навязать кредиты, так как для них это выгодно. Автосалоны получают комиссию от банка — от 2% до 10%. Перепадет им и от страховой компании — за полис. Заманивать покупателя предпочитают скидкой. Размер зависит от марки авто, наценки салона, пожеланий и финансовых возможностей клиента. Если рассматривать автомобиль Lada Granta за 550 тысяч рублей на собственные средства, дисконт — 10-20 тысяч рублей, это максимум. В кредит можно сэкономить до 50 тысяч. При этом Volkswagen Tiguan будет стоить 2,7 млн. Оформляешь заем — получаешь скидку в размере 100 тысяч рублей.

Аналогичная схема работает и для трейд-ин — когда старую машину обменивают на новую. Обещают скинуть 8-10%. Дефицит позволяет продавцам диктовать свои условия. И зачастую клиента просто загоняют в угол — бери в кредит или не покупай вообще.

Однако даже в таких условиях потребители нашли способ перехитрить и банк, и дилера: получают скидки и тут же гасят кредит. Причем это законно, выплатить долг досрочно можно в течение месяца с момента заключения договора. Уведомлять кредитную организацию необязательно, но лучше все же это сделать: сотруднику необходимо подсчитать, сколько клиент должен за день пользования заемными средствами.

Продавцы заметили эту схему и теперь готовят дополнительное соглашение к договору купли-продажи о том, что дисконт отменяется, если кредит будет выплачен раньше срока. Адвокат Михаил Герголенко пояснил, что банк не может отказать заемщику в досрочном погашении. За это нельзя штрафовать и взимать комиссии. Поэтому россиянам не стоит подписывать никаких дополнительных соглашений, если они лишают или ограничивают их права.

Хитрее автодилера

Еще одной золотой жилой для автокредиторов является страховка. Очень часто покупатель становится счастливым обладателем не только КАСКО, ОСАГО, но и договора страхования жизни, без которого банк может сильно завысить ставки или вообще отказать в кредите. На деле выплат почти нет. Добиться денег даже в очевидных страховых случаях сложно — в договоре прописан километровый перечень исключений.

Менеджеры автосалонов обо всех этих хитростях, конечно же, стараются не говорить. Если полис удастся протолкнуть, салон получит 45-85% страховой премии. При этом стоимость полиса зависит от цены и марки авто, а также возраста, стажа водителя и ряда других параметров.

Руководитель юридической коллегии «Белая сова» Денис Хузиахметов напомнил россиянам, что в июне этого года Госдума внесла изменения в ФЗ «О потребительском кредите (займе)». Теперь запрещается проставлять в договоре отметку о согласии заемщика на дополнительные услуги, в том числе страхование. К тому же покупатель может отказаться от навязанных услуг в «период охлаждения» — две недели с момента заключения договора.

Однако нужно учитывать, что некоторые дилеры пытаются обойти законодательство. Например, они оформляют договор коллективного страхования. Там страхователем выступает не заемщик, а банк. Еще один распространенный способ — «вшить» страховку в договор купли-продажи. Как показывает практика, судиться с автодилером себе дороже.

Юристы при покупке автомобиля рекомендуют сохранять бдительность. Нужно помнить, что автосалону выгодно навязать кредит даже со скидкой на машину. Себя они точно не обделят, а вот покупатель останется должен банку и еще переплатит.

Ранее эксперты узнали, какие автомобили с механической коробкой передач чаще всего покупали россияне в этом году. Специалисты проанализировали сделки по продаже машин на «механике» за 9 месяцев текущего года. Согласно результатам исследования, наибольшей популярностью у россиян пользовались автомобили Lada Granta и Vesta.



";