Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

«Ъ»: Минтранс разработал новые правила проезда по платным трассам

17 сентября, 2021, 9:02
«Ъ»: Минтранс разработал новые правила проезда по платным трассам
© pexels.com
Основные изменения связаны с применением безбарьерной системы «Свободный поток».

В марте следующего года новый документ заменит нормы, которые действуют в России с 2010 года. Основные изменения связаны с применением на российских дорогах так называемой безбарьерной системы «Свободный поток» (free-flow). Этот механизм позволяет автомобилисту ехать по трассе, не останавливаясь на пункте взимания платы: деньги списываются со счета водителя с помощью бесконтактных транспондеров или через камеру по государственному регистрационному знаку. Такая система уже применяется на Центральной кольцевой автодороге в Московской области. Ее также хотят внедрить на трассе М4. Новые правила, разработанные Минтрансом, вносят юридические и технические правки для окончательной легализации «Свободного потока».

Также в редакции новых правил содержаться другие новые нормы, которые не связаны с free-flow. Например, при обнаружении «недостатка платной услуги» или при оказании ее «не в полном объеме» водитель сможет потребовать «безвозмездного оказания услуги», либо «соразмерного уменьшения стоимости услуг», либо «возмещения понесенных им расходов по устранению недостатков оказанных услуг». Источники газеты подтвердили наличие этого пункта в последнем проекте постановления. При этом в пояснительной записке Минтранса к документу это нововведение не разъясняется.

К «недостаткам» может быть отнесена ситуация, когда проезд по дороге на максимальной разрешенной скорости невозможен, к примеру, из-за снега, либо участок трассы пришел в ненадлежащее состояние, считает руководитель направления юридической фирмы a.t.Legal Вадим Резниченко. По его словам, в таких случаях автомобилист сможет потребовать соразмерного уменьшения стоимости проезда по платному участку трассы.

Основатель и управляющий партнер юридической группы «Шипович и партнеры» Денис Шипович отметил, что «некачественной услугой» могут считать ситуации, когда оператор дороги оперативно не устранил причину, повлекшую за собой создание пробки. Также суд встанет на сторону водителя, если он сможет доказать, что его транспортное средство было повреждено из-за недостатков дорожного полотна.

Сейчас для защиты прав на получение качественных услуг автомобилисты, которые передвигаются по платным дорогам, используют общие нормы Гражданского кодекса и законодательство о защите прав потребителей, пояснил Резниченко. Однако с введением новых правил водителям станет легче обосновать свою правоту.

При этом новые правила содержат обязанность автомобилиста при использовании транспондера размещать его «в соответствии с инструкцией оператора». Если устройство лежит в бардачке или в другом месте, откуда нет сигнала, водитель теряет право на проезд по платной дороге с free-flow. Кроме того, автомобилистам запретят выезжать на платную дорогу с нечитаемыми или «умышленно скрытыми» регистрационными знаками. Какая санкция будет применяться за нарушение, пока что неизвестно. Действующий КоАП только оперирует на ст. 12.21.4 за неоплату проезда (штраф 1,5 тысячи рублей). За езду с нечитаемыми и скрытыми номерами Госавтоинспекция либо штрафует на 500 рублей, либо лишает водительского удостоверения.

Новые правила Минтранса распространяются и на операторов платных трасс. В частности, они снимают с них обязанность размещать в пунктах взимания платы (ПВП) и на информационных табло данные об изменении тарифов. Еще компании смогут не открывать шлагбаум на ПВП перед авто с «просроченной задолженностью» по оплате проезда, причем не на конкретной платной дороге, а вообще на любых. Проще говоря, если автомобилист должен оператору Западного скоростного диаметра в Петербурге, то он не сможет проехать по М4, если захочет отправиться на юг России.

При этом редакция новых правил не окончательная: в ближайшее время ее обсудят на одном из совещаний в правительстве, а впоследствии – доработают.

Ранее эксперты заявили, что пандемия коронавируса привела к дефициту комплектующих для электроники, которую испытывают главные автопроизводители – Toyota, Ford, Honda, General Motors, Renault и другие игроки рынка. Российские заводы тоже ощутили на себе нехватку чипов. Чтобы конвейер вообще не остановился, производители решили выпускать супербазовые комплектации авто, которые лишены ключевых опций.