Новая реальность: Марк Цукерберг занялся созданием метавселенной
Можно вспомнить хотя бы, как руководитель Google Сундар Пичаи на конференции I/O 2017 заявил, что компания переосмысливает все свои продукты с учетом того, что люди теперь живут в AI-first мире. Признание того факта, что Google уже не просто поисковая компания, а настоящая ИИ-компания в те времена стало поводом для кричащих заголовков, которые определили судьбу IT-сектора, а не только «корпорации добра», на годы вперед. Однако 4 года назад не все осознали масштаб происходящего и то влияние, которое искусственный интеллект будет оказывать на развитие технологий, бизнес и просто нашу жизнь.
В конце июня с программным заявлением перед сотрудниками компании Facebook выступил ее глава Марк Цукерберг, а через несколько дней он дал интересные и подробные комментарии журналисту издания The Verge. Подзаголовок материала точно передает суть длинных речей Цукерберга: соцсеть ставит перед собой цель превратиться в metaverse-компанию. По мнению Цукерберга, сейчас именно тот момент, когда нужно знакомиться с этим термином и привыкать к нему.
Метавселенная
Само слово metaverse пока что больше известно тем, кто хотя бы как-то соприкасается с игровой индустрией или любит читать фантастические романы, чем широкой аудитории и тем более бизнесу. Термин зародился в конце прошлого века в романе Нила Стивенсона «Лавина», на русский его перевели как «метавселенная». В книге метавселенная — это переплетенные цифрового и физического мира; события в одном мире могут повлиять на жизнь в другом, а провести границу между мирами в принципе невозможно. С тех пор, в том или ином варианте, метавселенная часто возникает в разных художественных произведениях, например, в фильме «Первому игроку приготовиться».
В период пандемии коронавируса граница между физическим и цифровым миром начала стираться не только для геймеров и поклонников фантастики: к нам в дома с помощью цифры массово пришли новые версии привычного физического мира. Работа и учеба для многих перестала быть связана с обязательным посещением офиса или института, оказалось, что и покупки можно совершать без похода в магазин, а радость от просмотра кино стала при наличии хорошего домашнего кинотеатра доступна прямо с дивана.
Как раз тут о метавселенных вспомнили и заговорили бизнесмены. О своем желании построить метавселенную руками пользователей, например, заявил исполнительный директор платформы для создания игр Roblox Corporation Дэвид Башуки. Когда на концерт рэпера Трэвиса Скотта в игре Fortnite пришли свыше 12 миллионов зрителей, а сам исполнитель заработал порядка 20 миллионов долларов, обозреватели не просто описывали произошедшее как потрясающее шоу, но и сочли, что они только что заглянули в метавселенную.
Планы Цукерберга и Facebook
Но чем же так сильно выделяется заявление Цукерберга на фоне частых упоминаний метавселенной? Во-первых, масштабом ресурсов, которыми располагает компания Facebook и в целом влиятельностью IT-гиганта. Во-вторых, комплексностью подхода, который выходит за рамки обычных игр и развлечений. В-третьих, точка зрения, с которой Цукерберг описывается происходящее. Термин «экосистема», который уже плотно вошел в обиход технологических корпораций, является точкой зрения внешнего наблюдателя, который препарирует жизнь, и она не может способствовать созданию приятного и желанного продукта. А вот метавселенная — это то, что будет дано людям в ощущениях, и этот взгляд, по мнению автора материала, продуктивней.
Сам Цукерберг зациклен на устройствах, которые должны будут открыть людям богатство ощущений и возможностей в метавселенной. Для него такими устройствами являются очки или шлем. Его пафос вполне понятен и объясним: современный цифровой мир слишком разнообразен, чтобы основным интерфейсом к нему являлся смартфон. По сути, телефон сейчас тормозит развитие цифрового мира, хотя когда-то дал людям свободу от проводов и тяжелых ПК.
А вот очки, которые покрывают изображением все поле зрения человека, а также объемный звук, точно гарантируют полное погружение в виртуальный мир и позволят его микшировать с реальностью в удобном для пользователя формате. Например, любая реальная поверхность в интерьере может стать экраном и рабочим столом.
Ввод информации тоже не будет ограничен обычной клавиатурой или управлением маркером на двумерном экране. Движения тела, мимика и речь — буквально все должно восприниматься и правильно интерпретироваться цифровым миром.
Facebook сейчас делает ставку на разработку собственных устройств виртуальной и дополненной реальности. В итоге компания может сделать то, чего у нее нет в мире соцсетей на мобильных устройствах: обладать одновременно своей аппаратной и программной платформами, на следующем уровне повторить успех Google, а там уже обогнать этого конкурента, как сделала Apple.
Есть хороший пример того, как идея метавселенной в виде бесшовного соединения двух миров влияет на продуктовую разработку и воплощается в конкретный и важный функционал. Ученые из лабораторий Facebook представили весьма оригинальное решение — очки виртуальной реальности, на внешней стороне которых расположены экраны, позволяющие отображать глаза пользователя другим людям. С использующим ее человеком можно продолжать поддерживать визуальный контакт, он не оказывается полностью в виртуальном мире, закрывшись от реального непрозрачным шлемом, он пребывает в метавселенной, то есть и здесь, и там.
Новая реальность и другое будущее
Впрочем, вполне возможно, что ставка на новое единое универсальное устройство доступа, которое в итоге займет трон, на котором пока что смартфон, не сыграет: будущее не всегда повторяет шаблоны прошлого, оно обычно просто другое. Поиск и развитие новых интерфейсов для взаимодействия с цифровым миром определенно приносит плоды, причем в разных направлениях, а не только в разработке VR и AR.
Возьмем хотя бы распознавание речи, которое уже сегодня дает возможность управлять «умным» домом, не пользуясь вообще никакими другими устройствами. Развитие технологий компьютерного зрения позволяет цифровому миру «следить» за нами с нашего же разрешения и все лучше понимать происходящее. Насколько людям важно, чтобы визуальный ответ цифровой стороны метавселенной всегда покрывал все их поле зрения — вопрос, на который еще предстоит дать ответ, и может оказаться, что очки, даже очень легкие и с мощной «начинкой», не во всех сценариях будут идеальными.
Однако такие соображения о деталях нашего доступа в метавселенную не отменяют главного тезиса, выраженного Цукербергом: метавселенная не является разработкой или каким-то продуктом одной компании, это описание цифровой среды будущего как целого, интернет, который сойдет с экранов смартфонов, мониторов компьютеров и сольется с окружающим нас миром.
В метавселенной есть не только цифровые сущности, игровая или рабочая среда, но и обычные люди — так же, как сейчас в интернете, только человечество станет лучше ощущать их присутствие. Сложно спорить с Цукербергом, что мир в первую очередь состоит из людей, а не из приложений, а главной задачей технологий – установление контактов между людьми вне зависимости от того, где они сейчас находятся. Получается, что метавлеленная – это своего рода телепорт, о котором люди уже так долго мечтают.
Конечно же, метавселенная, как ее не развивай и не реализуй, принесет большое количество новых проблем, о которых люди пока даже не знают, и мало кто лучше, чем Цукерберг осознает, сколько новых неприятностей породит массовый продукт с новыми свойствами. Однако своим выступлением и практическими решениями по переориентации Facebook он дал нам всем понять, что начинается новая технологическая гонка. А вот в какой метавселенной или, даже нескольких люди будут жить уже через несколько лет – вопрос, на который еще предстоит найти ответ.
Между тем, фотография Марка Цукерберга, на которой его лицо намазано кремом от загара, сильно удивила интернет-пользователей. Юзеры соцсети Twitter сочли снимок доказательством того, что он на самом деле не человек, а рептилоид. Снимок был сделан на побережье Гавайев.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.