Skip to main content
24 апреля, 2024
$ 93.29
99.56

Петербургская система госзакупок школьного питания позволяет необоснованно наживаться поставщикам

30 марта, 2022, 16:28

Правительству Санкт-Петербурга следует перенять опыт Москвы при проведении госзакупок на организацию питания в учебных заведениях. Действующая на сегодняшний день система далека от совершенства и позволяет частным пищекомбинатам наживаться на питании детей.

© Киселев Сергей / Агентство «Москва»

О проблемах, с которыми сталкивается Санкт-Петербург в ходе проведения госзакупок на организацию питания в школах и детских садах, неоднократно писали СМИ и высказывались эксперты, критиковавшие Смольный за попустительское отношение к рынку социального питания, а некоторые призывали перенять опыт Москвы.

Дело в том, что в российской столице вся конкурсная документация для закупок едина и стандартизирована, что делает проведение тендеров для участников рынка понятным и предсказуемым. Помимо того, проведением всех электронных аукционов занимается Департамент города Москвы по конкурентной политике, что уменьшает вероятность заключения между участниками торгов картельных соглашений. В таких условиях растет уровень конкуренции, и комбинаты работают на долгосрочную перспективу, а значит растет и качество оказываемых услуг.

Однако в Санкт-Петербурге складывается противоположная ситуация – рынок социального питания погряз в нарушениях и коррупции. Так происходит, поскольку лишь малая часть закупок школьного питания проводится петербургским Комитетом по госзаказу (КГЗ). Большинство электронных конкурсов разыгрывают районные администрации, а также сами школы.

Помимо того, в Петербурге полностью отсутствует единая документация к тендерам, как и общие требования к комбинатам питания. Иными словами, каждый из организаторов торгов выставляет собственные критерии отбора, а это в свою очередь ведет к картелизации рынка и повышению уровня коррупции.

Показателен случай с «колпинским картелем», когда восемь компаний вступили в сговор при содействии администрации Колпинского района. Комбинаты заранее определяли, кто окажется победителем в том или ином аукционе. Этому способствовала конкурсная документация, которая «затачивалась» под одного поставщика. Благодаря такой схеме победить в ходе торгов за госконтракты могла лишь заранее выбранная компания. Общая сумма заключенных контрактов с нарушениями составила 1,4 млрд рублей, что подтвердили специалисты Управления федеральной антимонопольной службы.

Отсутствие конкретных правил и понятных норм дестабилизирует сектор, комбинаты стремятся получить сиюминутную выгоду, не планируя работу в конкретных школах в долгосрочной перспективе. Это в свою очередь приводит к демпингу цен – предприятия питания предлагают минимально возможные цены в ходе торгов за контракты. В результате у поставщиков не хватает денег на модернизацию устаревшего оборудования и найм высококлассного персонала. Помимо того, это неоднократно отражалось на организации питания – комбинаты занижали массу порций и допускали другие серьезные нарушения требований СанПиН, чтобы выполнить условия госконтрактов.

Примечательно, что ранее Управление социального питания Санкт-Петербурга выступало за укрупнение лотов и передачу контроля за проведением торгов в руки КГЗ. Помимо того, специалисты ведомства предлагали создать типовую документацию для проведения электронных аукционов. Такие меры помогли бы избавиться от нарушений и повысить уровень конкуренции. Однако в Смольном «не услышали» предложений специалистов УСП.



";