В России состоялись выборы депутатов Госдумы VIII созыва
По итогам обработки 100% протоколов партия «Единая Россия» сохраняет конституционное большинство, набрав 49,82 % голосов (324 места в Госдуме), КПРФ – 18,93 % (57 мест в Госдуме), ЛДПР – 7,55 % (21 место в Госдуме) , «Справедливая Россия – За правду» – 7,46 % (27 мест в Госдуме) и «Новые люди» – 5,32 % (13 мест в Госдуме). Среди партий, не прошедших пятипроцентный барьер по 1 месту в Госдуме получили «Гражданская платформа», «Родина» и «Партия роста». Ещё 5 мест получили самовыдвиженцы.
Утверждение итогов голосования намечено на пятницу, 24 сентября, но выборы уже признаны состоявшимися: явка избирателей превысила прежние показатели, составив 45.15%.
Напомним, что нынешние федеральные выборы проводились, в том числе, и с помощью применения новых технологических решений, которые, по мнению председателя ЦИК Эллы Памфиловой, в итоге позволили обеспечить прозрачность процесса и многоступенчатый контроль за каждым из его этапов.
Так, 96% участков с наибольшим охватом избирателей были оснащены круглосуточным видеонаблюдением, доступ к которому имели кандидаты, а также члены партий и избиркомов. Зачастую именно видеозапись позволяла фиксировать нарушения, происходящие на участках.
Памфилова констатирует, что новый подход к организации выборов привёл к существенному снижению количеств нарушений – чего не скажешь о многочисленных намеренных провокациях и фейках, которые были направлены на дискредитацию выборного процесса.
Специалистами ЦИК был выявлен целый ряд постановочных нарушений на избирательных участках, намеренно распространённых в интернете для создания негативного фона проводившейся кампании.
В ЦИК отмечают, что иногда за вброс принимают обычную ситуацию, когда избирателю действительно приходится опускать в урну несколько бланков за раз.
«У нас 60-сантиметровый бюллетень почти по каждому виду выборов. Мне в Московской области выдали четыре бюллетеня такой длины. Сначала я их все сложила, пыталась впихнуть, у меня не сразу получилось»,
рассказала глава ЦИК, проголосовавшая в субботу на обычном участке.
Для наглядности, в информцентре ЦИК даже установили урну для голосования и предложили журналистам попробовать опустить туда пачку бюллетеней.
При этом, всем избирательным комиссиям была дана настоятельная рекомендация при малейших сомнениях признавать бюллетени недействительными. Пока официально подтверждено 8 случаев вбросов бюллетеней в 6 субъектах РФ. В связи с нарушениями в процедуре голосования также отменены итоги голосования на нескольких участках в Крыму, Калмыкии и Петербурге. Кроме того, в ЦИК фиксировались множественные зарубежные кибератаки, направленные на сбой нововведенной системы дистанционного электронного голосования (ДЭГ), которые российским специалистам всё же удавалось оперативно выявлять и устранять.
Самыми первыми российскими регионами, уже в первые два дня отличившимися достаточно высокой явкой стали Чечня (более 80 %), Кабардино-Балкария (более 70 %) и Тыва (более 60 %). Эксперты отмечают, что в целом по России высокая явка избирателей (около 30 %) в первый день голосования может быть объяснена применением административного ресурса: в пятницу, рабочий день, в очередях к избирательным участкам стояли, в основном, бюджетники и силовики.
Суббота выдалась относительно размеренной, практически все комиссии отработали в спокойном режиме. А вот третий, воскресный день голосования, уже прозвали «оппозиционным днём», так как замечено, что именно в последний день выборов свою гражданскую позицию проявили сторонники оппозиционных кандидатов.
Наблюдатели и члены избиркомов, зафиксировали десятки скандальных инцидентов, связанных с нарушениями на участках. К примеру, в поселке Осиново (Татарстан) был заснят случай, когда группа неизвестных лиц выстроилась стеной, загородив процесс подсчёта голосов. В итоге, по мнению наблюдателей, явка на этом участке могла быть завышена на более чем 70 %.
В Казани на участке № 409 во время подсчёта голосов полиция силой удалила из помещения избирательного участка члена комиссии с правом решающего голоса.
Члена избирательной комиссии и наблюдателя от партии “Яблоко” Дмитрия Ночёвку полицейский практически выволок с избирательного участка № 60-71 в Краснодаре, отстранив его от контроля над подсчётом голосов.
В Саратове и Ульяновской области люди якобы проголосовали на дому, а их подписей в бюллетенях не оказалось.
В Московской области имели место грубые нарушения с журналами голосований.
Республика Адыгея: 18 сентября члены УИК 158 попросили наблюдателей выйти на время под предлогом проведения дезинфекции помещения. Когда наблюдатели вышли, был осуществлен вброс в урну для голосования.
В Пензе Руководитель Ленинского райкома КПРФ выявил фальсификации с бюллетенями
Особенно напряженно проходили выборы в столице и Петербурге. Именно здесь зафиксирован самый разнообразный набор всевозможных нарушений. При чём, в одних случаях они становились возможными из-за низкого уровня правовой грамотности в рядах руководителей и членов избирательных комиссий, в других – имело место намеренное неисполнения законодательства о выборах.
Так, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге Александр Шишлов получил более 400 сообщений, касающихся, среди прочего, нарушения хранения избирательной документации, отказа членам временных избирательных комиссий в доступе к участкам в больницах под предлогами коронавирусных ограничений, а также отказа в предоставлении наблюдателям и членам избирательных комиссий копий документов под предлогом неисправности копировальной техники.
Комментируя жалобы на нарушения в ходе выборов в Петербурге, Элла Памфилова заявила о происках «пятой колонны», порекомендовал контролировать ситуацию на месте более эффективно.
Вбросы, многократное голосование («карусели»), подменена сейф-пакетов, неправильно опечатанные ящики для голосования и сейфы, их недостаток; путаница с бюллетенями и книгами избирателей, а также прямое препятствование работе членов избирательных комиссий и наблюдателей от партий – все эти нарушения фиксировались как в Петербурге, так и в Москве.
Традиционно не обошлось без «мертвых душ» в избирательных списках и аномального надомного голосования, зато новым трендом нынешних выборов стал массовый отказ независимым наблюдателям в ознакомлении со списками избирателей для достоверного подсчета количества выданных бюллетеней.
Кроме того, в отличие от Петербурга, Москва участвовала ещё и в дистанционном электронном голосовании (ДЭГ), которое, как выяснилось, так же может нести в себе риски фальсификаций и контроля результатов голосования.
*помимо Москвы, дистанционное электронное голосование проводилось в Севастополе, Нижегородской, Ярославской, Курской, Мурманской и Ростовской областях.
Несмотря на заявленную лоббистами ДЭГ высокую надёжность системы, основанную, главным образом, на её программной составляющей, достаточно широкий круг экспертов выразил свои сомнения в результатах электронного голосования, озвученных ЦИК. Прежде всего, недоверие аргументировалось закрытостью разработки системы и невозможностью проверить её работу по подсчёту голосов. Кроме того, под сомнение ставится один из важнейших принципов свободного волеизъявления – тайна голосования, поскольку в ДЭГ нельзя с достоверностью утверждать, что проголосовавший не подвергался принуждению.
ДЭГ уже прозвали чёрной дырой, способной обнулить любые результаты офлайн голосования.
В штабе оппозиционера Алексея Навального (напомним, штабы Навального, наряду с ФБК и «Фондом защиты прав граждан» были признаны в России экстремистскими организациями ещё в июне и теперь не имеют права принимать участие в выборах любого уровня в ближайшие 5 лет) считают, что в условиях российской действительности ДЭГ становится инструментом фальсификаций в пользу власти.
Солидарные с мнением оппозиционеров эксперты также уверяют, что цифры, озвученные ЦИК по Москве невозможны чисто математически, так как электронных бюллетеней оказалось выдано на порядок меньше, чем получено голосов в результате.
Так, например, 17 сентября, в первый час голосования, 20 тысяч выданных бюллетеней неким образом превратились в 100 тысяч голосов. Об этом факте рассказал Роман Удот, член совета движения “Голос” в своём интервью на канале “Настоящее время”. При этом, в традиционной процедуре голосования в случае обнаружении в урне хотя бы одного лишнего бюллетеня все остальные признаются недействительными.
В связи с этим, Навальный считает, что результаты ДЭГ по Москве должны быть отменены полностью, заверяя, что кандидаты «Умного голосования» побеждали в абсолютном большинстве округов и именно с этим связано затягивание оглашения результатов электронного голосования.
Напомним, что Роскомнадзор обязал Apple и Google удалить приложение «Навальный», где публиковались списки «Умного Голосования». Бота “Умного голосования” заблокировал и мессенджер Telegram. Вскоре, на фоне недовольства со стороны пользователей доступ к боту был восстановлен, но только за пределами России.
К слову, независимые наблюдатели тоже отмечали, что в тех московских округах, где после подсчёта обычных голосов лидировали оппозиционные кандидаты, уже после внесения электронных данных лидерами становились кандидаты, поддерживаемые мэром Москвы Сергеем Собяниным.
В свою очередь, руководитель столичного штаба по наблюдению за выборами Алексей Венедиктов обращает внимание на то, что разница в результатах традиционного и дистанционного голосования в Москве стала итогом ошибочной стратегии ряда партий, призывавших своих сторонников бойкотировать онлайн-голосование. Также, он опроверг заявления оппозиции в отсутствии у внешних наблюдателей доступа к московской системе блокчейн, применявшейся в электронном голосовании, подчеркнув, что каждый человек с 21.00 мск мог получить ключ и расшифровать все бюллетени.
Отказались признавать цифры онлайн голосования по Москве и в КПРФ, называя ДЭГ «зоной тотальной фальсификаций и воровства голосов». Уже в понедельник, 20 сентября около 300 сторонников партии КПРФ, не согласных с итогами выборов в Госдуму по Москве, устроили митинг на Пушкинской площади столицы.
Традиционно, большой интерес к выборной кампании в России был проявлен со стороны зарубежных партнёров. На выборы в страну прибыло большое количество международных экспертов, в частности, аккредитацию ЦИК получили более 200 наблюдателей из 59 стран, представляющих, в том числе, 10 международных организаций. По линии Совета Федерации Россию посетили 13 делегаций национальных парламентов общей численностью в 46 человек и одна международная делегация Межпарламентской ассамблеи СНГ. В свою очередь, международные наблюдатели от ОБСЕ в этом году работать на выборах отказались.
Официальный представитель правительства ФРГ Штефан Зайбер (Steffen Seibert) выразил обеспокоенность растущим в России давлением на гражданское общество и оппозицию.
Подобное мнение высказал и представитель внешнеполитической службы ЕС Петер Стано (Peter Stano), назвав выборы в России «не заслуживающими доверия», так как они прошли в атмосфере запугивания критиков.
Стано напомнил, что массовая раздача российских паспортов украинским гражданам противоречит Минским соглашениям. К слову, в Совете национальной безопасности и обороны Украины уже пригрозили России новыми санкциями за привлечение украинских граждан к российским выборам.
Напомним, что для жителей Донбасса, получивших российское гражданство в упрощенном порядке, была организована возможность проголосовать в Ростовской области. Они числились как «избиратели, не имеющие регистрации по месту жительства». Специальные автобусные маршруты и железнодорожные рейсы массово доставляли желающих из неподконтрольного Украине Донбасса в РФ. По данным избиркома лично проголосовали почти 50 000 жителей ЛНР и ДНР, ещё более 160 000 приняли участие в электронном голосовании.
Несмотря на общую риторику Запада, демонстрирующую скепсис в отношении результатов прошедших в России выборов, предсказуемо утвердивших правящую силу, западные аналитики всё же усматривают некие маркеры, прямо или косвенно указывающие как на рост апатии избирателей, так и на ослабление внутриполитических позиций Кремля.
Так, с одной стороны, пользующаяся поддержкой президента партия «Единая Россия» получила конституционное большинство в Думе, но с другой – её показатели на выборах вряд ли можно назвать массовым вотумом доверия. Тем более, что количество голосов, отданных за «Единую Россию», уменьшилось на 4%.
Зарубежные обозреватели отмечают и невысокую явку по России – на большинстве участков она не превышала 35-40%. Даже завышенные, по их мнению, официальные усредненные показатели (около 45%) этих выборов были всё-таки ниже, чем пять лет назад. Кроме того, очевидно, что на официальные показатели в немалой мере повлияла колоссальная явка в южных регионах, например, в Чечне.
Показатели КПРФ на нынешних выборах также позволяют сделать определённые выводы: во-первых, уверенный рост количества их сторонников демонстрирует тот факт, что народ ищет социальной справедливости и всё ещё надеется на возможность прихода к власти менее коррумпированной политической силы. Во-вторых, немалая часть избирателей, проголосовавших за КПРФ, выражали таким образом свое несогласие с властью, отдавая свой голос кандидату, у которого просто-напросто было больше шансов победить провластную партию («Единую Россию»).
Тем временем, уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова заявила, что успешный опыт дистанционного электронного голосования (ДЭГ) необходимо распространить и на другие регионы России.
В ЦИК не исключают, что опробованные технологии организации выборной кампании 2021 года будут использованы в будущем, учитывая вектор развития цифровых технологий и сложившуюся эпидемиологическую ситуацию.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU в Дзен.Новости и News.Google. Следите за главными и оперативными новостями России и Мира в нашем telegram-канале и ВК.