Le Monde diplomatique: введенные против России санкции могут привести к войне в Европе
Признав независимость Донецкой и Луганской народных республик, президент России Владимир Путин ускорил раскручивание спирали западных санкций против его страны: внесение официальных лиц в черные списки, эмбарго, финансовые ограничения и т. д. Правда, такие меры редко бывают эффективными, однако США и Евросоюз используют их все чаще, пишет Le Monde diplomatique.
Конгрессмен-демократ Сет Моултон в ходе визита в Киев в конце прошлого года заявил: если Путин вторгнется на Украину, то он должен понимать, что уже через пять минут не сможет купить даже газировку в автомате. В начале этого года его однопартийцы представили законопроект, предусматривающий введение «превентивных санкций» – нетривиальное понятие в международных отношениях, которое предполагает возмездие за нечто гипотетическое.
Документом было обещано, что «в случае эскалации» крупным российским банкам запретят использовать доллар и систему SWIFT, через которую осуществляется большая часть межбанковских сделок в мире. Вдобавок России сулили эмбарго на поставки высоких технологий, а также блокирование ввода в эксплуатацию газопровода «Северный поток – 2». Однако этих угроз оказалось недостаточно, чтобы остановить Путина. На следующий день после того, как Кремль признал независимость ДНР и ЛНР, из западного лагеря посыпались заявления о новых ограничениях – еще одна попытка заставить Москву пойти на попятный.
Конечно же, использование экономического давления для того, чтобы подчинить себе противника, – метод, придуманный не США. История международных отношений изобилует такими примерами. Можно вспомнить, например, континентальную блокаду, наложенную Наполеоном на Англию. Это произошло в 1806 году. Или блокаду, предпринятую президентом Авраамом Линкольном против южных штатов в ходе Гражданской войны в США (1861–1865 годов). Эти меры предшествовали конфликту и обычно продолжались после его начала. Однако в начале прошлого века президент США Вудро Вильсон, осознавая экономическую мощь своей страны, уяснил, что такого рода действия могут заменить войну.
Тогда создали Лигу Наций (ЛН) – постоянно действующая организация для контроля за международными отношениями. Ее тут же наделили правом самостоятельно вводить экономические ограничения, чтобы не допустить перерастания разногласий между государствами в войну. Агрессия со стороны нацистской Германии, Японии и Италии загубила данный проект на корню.
Правда, уже 1945 году идея обрела второе рождение в Уставе Организации Объединенных Наций (ООН), в котором отмечался принцип мирного разрешения споров между государствами, а также запрещалось применение силы. В случае угрозы миру или посягательства на мир специальный орган – Совет Безопасности, и лишь он, обладал полномочиями вводить экономические ограничения, которые поспособствовали бы прекращению беспорядков.
Однако соперничество между блоками разыгрывалось за пределами правил, установленных ООН. В 1950 году США добились создания «координационного комитета по многостороннему контролю за экспортными операциями». Речь идет о неофициальной организации, которая размещена в американском посольстве в Париже. Ее главная цель заключалась в том, чтобы препятствовать экспорту военной и гражданской продукции, а также технологий в страны, которые жили по принципу коммунизма.
Распад СССР в 1991 году положил начало так называемому «десятилетию санкций». За это время Совет Безопасности ввел не менее 30 экономических ограничений, в том числе эмбарго против Ирака за аннексию Кувейта в 90-м году прошлого столетия, а также в 1993-м против Ливии, руководимой тогда Муаммаром Каддафи. Такая мера дала желаемый результат: Триполи признал свою ответственность (1999 год), отказался от запланированной разработки оружия массового уничтожения (2003 год), а также согласился сотрудничать с международными организациями, которые проводили расследования. В то время США пользовались доминирующим влиянием в Совете Безопасности. При этом с начала 1990-х годов они стали использовать механизмы принуждения в обход данной организации. В период с 1918 по 1998 годы американское правительство 115 раз ограничивало торговлю с государствами, входившими в санкционный список.
Поворотным моментом стало введение жесткого торгового, финансового и военного эмбарго против Ирака. Это произошло 6 августа 1990 года. Оно действовало 10 лет после первой войны в Персидском заливе, которую одобрил Совет Безопасности. В результате такие ограничения разрушили экономику страны, укрепили правящий режим, извлекавший выгоду из контрабанды в обход санкций, а также вызвали дефицит продовольствия и медикаментов. По данным Детского фонда ООН, тогда скончались полмиллиона детей. Но «оно того стоило», заявила в 1996 году Мадлен Олбрайт, занимавшая на тот момент пост представителя США при ООН.
После того, как были заключены Маастрихтский (1992) и Лиссабонский (2007) договоры, которые обозначили контуры Общеевропейской политики безопасности (ОЕПБ), Евросоюз стал вторым по величине источником экономических ограничений в мире после Соединенных Штатов. Его основная задача – обеспечить соблюдение прав человека, демократии, а также верховенства закона и надлежащего управления. Как и США, Европейский союз создал новый инструмент для наказания лиц, нарушающих права человека. 22 марта 2021 года Европейский совет принял ограничительные меры в отношении 28-ми физлиц и 4-х организаций из РФ, КНР, Северной Кореи, Ливии, а также Эритреи и Южного Судана.
С определенной долей простодушия ЕС, как и США, играет роль благородного рыцаря. Однако без противоречий не обходится. Дело в том, что Запад, пусть беспорядочно и с разной интенсивностью, ввел санкции против Саудовской Аравии за убийство журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году. При этом Израиль так и не попал под его удар, несмотря на резолюцию Совета Безопасности 2016 года, которая осудила оккупацию палестинских территорий, занятых после 67-го года прошлого столетия, включая Восточный Иерусалим. Развернувшиеся в Евросоюзе дебаты о том, что делать с Москвой, привели к некоторым прорывам на риторическом фронте.
Так, председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен поддержала позицию Штатов в том, что газопровод «Северный поток – 2» не может быть исключен из списка превентивных санкций. По ее словам, Европа не хочет строить мир будущего как демократические страны, вместе с партнерами-единомышленниками. Среди партнеров в сфере энергетики, которые могли бы заменить РФ, глава Еврокомиссии назвала Катар, Азербайджан и Египет.
Международная политика в последнее время все больше напоминает цепь свершившихся фактов, причем как на Западе, так и в России, а также следующие за ними ультиматумы, которые в свою очередь подталкивают к принятию ответных мер. На днях она показала свою неэффективность и опасность. Будучи жалкой заменой дипломатии, спираль санкций теперь может привести к войне в Европе.
Ранее в США заявили, что санкции, которые были введены против России, оказались малоэффективным методом давления, потому что они не повлияли на действия Москвы на мировой арене.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.