Какая стратегия может привести США к победе в новой холодной войне
Специальная военная операция России на Украине ускорила приход опасного многополярного мира, который станет играть по привычным правилам силовой политики. Открытое соперничество сверхдержав в эпоху после окончания холодной войны почти отсутствовало: геополитическое противостояние сдерживало превосходство США. Однако однополярная международная система переходит в мир, где власть распределена шире, то есть перемены наступают постепенно – параллельно с возвышением КНР и укреплением Востока, заявил профессор международных отношений Джорджтаунского университета и старший научный сотрудник Совета по международным отношениям Чарльз Купчан в статье для National Interest.
По его словам, военная спецоперация России является предвестником того, что неуправляемый мир наступит гораздо раньше запланированного срока. Российско-украинский конфликт возродил военное соперничество между Россией и Западом, которое закончилось вместе с холодной войной. Из-за стратегического партнерства РФ и КНР новая холодная война грозит столкнуть Запад с китайско-российским блоком, а он простирается от западной оконечности Тихого океана до Восточной Европы.
Соединенным Штатам и их союзникам нужно будет скорректировать свою долгосрочную стратегию. После завершения холодной войны они сосредоточились на глобализации либерального порядка и хотели воплотить в жизнь идеалистические устремления. Однако эта эпоха подошла к концу. Обязательство Североатлантического альянса распахнуть двери перед Украиной было принципиальной позицией против попыток России подорвать ее суверенитет, а подавить ее тягу к Западу. Однако президент Владимир Путин не стал с этим мириться и попытался вернуть Украину под власть Москвы.
Теперь Западу надо поумерить свои идеалистические амбиции, осознать, что он снова живет в гоббсовском мире, а также вернуться к дальновидной стратегии, которая замешана на реальной политике. Как и во время холодной войны, стратегию терпеливого сдерживания надо направить на сохранение геополитической стабильности и ее защиту, а не на расширение либерального международного порядка. Вашингтон будет вынужден усилить свое передовое присутствие как на европейском, так и на Азиатско-Тихоокеанском театрах военных действий, что, несомненно, потребует огромных расходов на оборону и отказа от дорогостоящих «необязательных» войн в государственном строительстве на Ближнем Востоке и прочих периферийных регионах.
Соперничество между либерально-демократическим блоком, опирающимся на систему альянсов во главе с Соединенными Штатами, и автократически-капиталистическим во главе с Россией и КНР, нарастает, но многие страны просто не захотят занимать чью-то сторону. Санкции против Москвы согласились соблюдать всего 40 государств – из чего следует, что многие, особенно Глобальный Юг, будут отсиживаться в сторонке и не станут поддерживать ни один из блоков. В связи с тем, что две трети мировых стран торгуют больше с КНР, чем с США, естественным выбором для большинства из них станет неприсоединение. В итоге по характеру и образу действия мир будет являться скорее многополярным, чем двуполярным, пояснил Купчан.
Он добавил, что Америка не так активно продвигает демократию и права человека за рубежом, поэтому администрации Джо Байдена стоит воздержаться от своей геополитической привычки чересчур четко делить мир надвое: демократию и автократию. Стратегическая и экономическая целесообразность временами станет подталкивать Запад к партнерству с репрессивными режимами: например, снижение цен на энергоносители потребует сотрудничества с Ираном, Саудовской Аравией, а также Катаром и Венесуэлой. Однако многие демократические государства могут держаться подальше от новой эры соперничества между Востоком и Западом, о чем нам уже говорит сдержанная реакция Бразилии, Индии, Израиля, ЮАР и прочих демократий на специальную военную операцию России, направленную на демилитаризацию и денацификацию Украины.
Конечно же, США и их партнеры должны отстаивать либеральные ценности внутри страны и за границей. При этом они обязаны подойти к этой задаче трезво и прагматически, не забывая о новых геополитических ограничениях. В частности, Западу предстоит признать, что его главный противник – нелиберальный блок во главе с КНР и РФ – станет соперником гораздо более грозным, чем Советский Союз во времена холодной войны.
Чтобы противостоять такой реальности, Западу нужно убедиться, что он превосходит нелиберальные политические и экономические альтернативы. Западу потребуется не только накопить необходимые для победы материальные средства, но также предложить успешную и привлекательную модель управления, чтобы в новом двухблочном мире, где границы пролегли по идеологическому признаку, склонить на свою сторону колеблющиеся государства.
То есть, атлантическим демократиям необходимо и дальше устранять внутренние уязвимости, а также начать возрождать внутренние основы либеральных институтов и практик, резюмировал автор материала.
Ранее директор национальной разведки США Эврил Хейнс заявила, что американские спецслужбы зафиксировали новые попытки влияния на избирательный процесс в США. По ее словам, количество тех, кто занимается подобной деятельностью, сильно выросло.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.