Skip to main content
20 сентября, 2024
$ 92.70
103.2

«Холодная война 2.0»: политкорректный империализм Джо Байдена всем надоел

16 июня, 2022, 10:30
© kremlin.ru

В последние несколько недель все чаще говорят о том, что специальная военная операция на Украине превращается в опосредованную войну США с Россией. Однако у Вашингтона уже есть один международный конфликт, который тоже напоминает опосредованную войну, пусть и без кровопролития, причем он начался даже раньше украинского кризиса. Речь идет про опосредованную войну, которую президент Джо Байден объявил мировым силам так называемого авторитарного популизма. Свой крестовый поход он подал общественности как глобальную борьбу демократии с автократией. Американский лидер хочет связать воедино противостояние КНР и РФ с борьбой с популистами внутри США. Он рассчитывает, что обвинениями в соучастии лишит легитимности своих внутренних оппонентов, пишет Spiked.

В галерее автократов-изгоев Байдена находятся его внутренние противники, преимущественно последователи Дональда Трампа и другие «неполиткорректные» слои американской элиты. Роль главных злодеев он, конечно же, отвел Китаю и России, а за ними следуют Венгрия и Бразилия. То, что Венгрия и Бразилия – демократические государства, никакого значения не имеет. Наоборот: страны вроде Саудовской Аравии или Египта – где в глаза бросается отсутствие демократии – Байден не критикует. Терминами «автократия» и «демократия» президент США разбрасывается направо и налево.

Хотя крестовый поход Байдена подается на языке прав человека и демократии, проще всего увидеть в нем новый культурный империализм XXI века. При Байдене для американской администрации важны не классические принципы демократии и свободы, а политкорректность и ее идеалы, которые были приурочены к политике идентичности. Если судить по словам американского лидера, то демократия и права человека – это преклонение колен, прославление трансгендерной идеологии, а также отказ от гетеронормативности и мужественности.

С первых дней президентства Байден развернул кампанию якобы против мировых сил автократии. На виртуальной Мюнхенской конференции по безопасности в феврале прошлого года он заявил, что «Америка вернулась», а также попытался изложить идеологию новой холодной войны и вернуть США их ведущую роль на мировой арене. Однако в отличие от холодной войны, где противником был Советский Союз, под прицелом холодной войны 2.0, если ее можно так назвать, окажутся движения и правительства, которые американская администрация записала в «авторитарные».

Байден постоянно возвращается к этой теме. В марте прошлого года он назвал отношения США с Китаем и Россией «битвой между полезными демократиями и автократиями в XXI веке». При этом основное внимание американский президент уделял КНР. Так, он предостерег, что Пекин стремится стать могущественнейшей державой.

Крестовый поход Байдена против автократии достиг апогея на виртуальном Саммите демократий, который США проводили в конце прошлого года. Основная цель саммита: «укрепить демократию дома и противостоять автократиям за рубежом». Это упражнение в пропаганде при поддержке сотни правительств по всему миру и огромной толпы правозащитников позволило американской администрации увязать политкорректные ценности для внутреннего потребления с внешнеполитическими целями.

Тема «укрепления демократии и защиты от авторитаризма» на саммите переплелась с «правами активистов, женщин и девочек, молодежи, ЛГБТКИ+, лиц с ограниченными возможностями и других угнетенных групп». Байден сознательно экстраполировал внутриамериканскую культурную войну на глобальную арену, подавая угрозу со стороны Китая и России как симметричную той, которая исходит от полчищ последователей Трампа в США.

В январе 2022-го Байден опубликовал доклад о положении в стране. Один из комментаторов заметил, что американский лидер «выложил карты на стол» и дал понять, что «в эпоху стратегической конфронтации» мир обязан одновременно отстаивать демократию и вести войну против репрессий, которые как раз привели к событиям 6 января в Америке. С этой точки зрения победа над президентом России Владимиром Путиным – функциональный аналог удара по экс-президенту Трампу. При этом за несколько месяцев до начала специальной военной операции на Украине эта стратегия культурной войны на двух фронтах – внутреннем и международном – находилась в полном разгаре. По сценарию пиарщиков администрации США, внутренний враг – не меньшая угроза демократии, чем внешний.

Легенду Байдена о глобальном конфликте между демократией и автократией переняли его сторонники, и теперь есть целая армия неправительственных организаций, которые ее продвигают. Главный спонсор здесь мультимиллиардер Джордж Сорос, который на Всемирном экономическом форуме в Давосе в прошлом месяце заявил, что «мир все активнее вовлекается в борьбу двух систем управления, диаметрально друг другу противоположных». На этом он не остановился и предостерег, что конфликт России с Украиной «может стать началом третьей мировой».

Байден своей холодной войной 2.0 пытается узаконить геополитические интересы США, экспортируя ценности расы, пола и сексуальности в окружающий мир. Американский Госдепартамент заявляет, что эти ценности – неотъемлемая часть демократического режима прав человека, то есть их принятие в принципе не подлежит обсуждению. Своими нотациями всему миру о ценностях культурной элиты США, ведомство производит впечатление всезнайки. Правда, язык дипломатии часто срывается на откровенно задиристый тон.

Госдепартамент занимает классическую неоколониальную позицию, указывая другим странам что делать и говоря о культурных ценностях. В 2021 году китайские чиновники заявили госсекретарю США Энтони Блинкену, что не потерпят его нравоучений о правах человека. В преддверии личной встречи американской администрации с китайскими официальными лицами в марте прошлого года высокопоставленный китайский дипломат Ян Цзечи обвинил США в «снисходительном» подходе к переговорам и отметил, что американская делегация не имеет права винить Китай в нарушениях прав человека, а также наставлять его о достоинствах демократии.

«Мнение Америки не совпадает с мнением мировой общественности»,

отметил Ян.

Кроме того, после начала российской спецоперации на Украине, складывалось такое впечатление, что США больше заинтересованы в укреплении своей культурной гегемонии, чем в поддержке героического сопротивления украинцев. Именно в этот момент президент США обозначил свои амбиции по установлению нового мирового порядка на основе «прогрессивных» ценностей. Он заявил, что мир меняется, грядет «новый мировой порядок», который именно США должны его возглавить.

Политкорректный империализм Байдена – затея очень наивная. Ценности, которые отстаивает «бдительное» движение, не пользуются одобрением даже в Соединенных Штатах. Америка расколота даже по вопросам, которые сильно любят идеологи интерсекциональности. Хотя их взгляды и просочились в американскую культурную, вряд ли они найдут отклик у широкой публики.

Политкорректный империализм может многим показаться детищем незрелого американского истеблишмента. Однако мягкую силу Вашингтона не стоит недооценивать. Крестовый поход Джо Байдена, возможно, и не принесет желаемых геополитических успехов, но попытки навязать всему миру свою «прогрессивную» повестку только расстроят глобальные дела еще сильнее. Развивающиеся государства больше не станут терпеть покровительственного отношения.

Ранее LIVE24 сообщало, что Джо Байден проявляет осторожность и не торопится отвечать конкретными действиями на просьбы Киева об увеличении военной помощи. Этим он вызывает критику в свой адрес со стороны определенных политических кругов США.