Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

«Заполняем пробелы»: родители требуют отменить промежуточную аттестацию в российских школах

Родители и учителя требуют отменить промежуточную аттестацию в школах
29 июня, 2024, 14:48
© Кирилл Зыков / АГН Москва

Пока российские чиновники обещают уменьшить число контрольных работ в школах, родители пытаются хотя бы как-то облегчить жизнь детей, например, добиться отмены промежуточной аттестации. Итоговая оценка по каждому предмету теперь складывается из годовой, а также результатов аттестационной работы. После введения новых правил успеваемость резко снизилась, а у педагогов теперь не хватает времени на повторение того, что они уже прошли с детьми.

С прошлого года школы в России перешли на новые федеральные общеобразовательные программы (ФОП), в которых появилось понятие обязательной промежуточной аттестации для детей, учащихся во 2–11-х классах.

Если раньше годовая отметка выводилась лишь по четвертным или семестровым оценкам, то теперь учитываются еще и результаты итоговых работ. В случае неудовлетворительной оценки за контрольную даже при положительной годовой отметке ученик не будет аттестован до тех пор, пока не напишет ее на хороший балл.

Часть школ уже решила отменить четвертные и триместровые оценки: теперь они выставляют итоговую оценку с учетом суммы всех текущих отметок за год и результата новой аттестации.

Родители считают, что новый порядок привел к снижению успеваемости и росту нагрузки на учащихся. Во многих школах промежуточная аттестация проводится в мае, когда дети уже устали и не могут показать хорошие результаты. Поскольку итоговые контрольные предусмотрены по всем предметам, в один учебный день может проходить сразу несколько работ.

Новые ФОП были разработаны Минпросвещения РФ в рамках модели единого образовательного пространства. Однако у образовательных учреждений есть право самостоятельно определять порядок промежуточной аттестации, и механизм ее проведения может сильно отличаться в разных школах.

Мама учеников столичной школы №556 Софья Родионова в беседе с «Октагоном» рассказала, что в их школе с сентября отменили оценки за триместры и стали проводить контрольные работы по всем предметам в мае. Оценка за них напрямую влияет на итоговую. Дети испытали сильную психологическую нагрузку — они не понимали, какую годовую оценку в итоге получат, так как период слишком длинный, а результаты промежуточной аттестации непредсказуемы. Итоговые контрольные стали для них большим стрессом. К тому же из-за промежуточной аттестации у педагогов не осталось времени на повторение и закрепление материала в конце года. Переписывать или писать пропущенные контрольные приходилось на уроках, когда остальной класс учился.

Нынешняя система оценивания также позволяет школе игнорировать нехватку учителей и не торопиться с подбором нового педагога в случае увольнения прежнего посреди учебного года, отметила Родионова.

Она рассказала, что после ухода учителя информатики в начале учебного года школа не смогла предоставить детям качественной замены или найти нового педагога. Уроки вели учителя других предметов. Так как в начале года уже были проставлены какие-то оценки, по ним можно было аттестовать детей, которые не учили предмет. Родители направляли директору и в департамент образования Москвы обращения с просьбой пересмотреть подход к системе оценивания, но им отказали, сославшись на приказ Минпросвещения РФ о введении новых ФОП и право образовательного учреждения самостоятельно устанавливать порядок аттестации.

Минпросвещения РФ на словах декларирует курс на снижение количества контрольных работ, а на деле его только увеличивает, негодует собеседница издания.

Задачи аттестации не выполняются

Александр Авилов / АГН Москва

По словам Надежды, мамы ученика еще одной столичной школы, ее ребенок пишет аттестационные работы по всем предметам трижды в год, в конце каждого триместра. Оценка за эти работы учитывается два раза.

Промежуточная аттестация окончательно превратила обучение в бесконечный контроль. Кроме текущих и проверочных работ, детей обязали писать итоговые контрольные по каждому предмету в конце триместра. Оценка за них не только учитывается при формировании аттестационной отметки, которая складывается с годовой, но также выставляется в журнал в тройном коэффициенте как текущая в триместре. То есть одна и та же работа учитывается дважды, отметила Надежда.

Когда она сама училась в школе, по некоторым предметам у них были переводные экзамены, но оценки за них не использовались как текущие, да и проводились они не всегда. Вопросы к экзаменам им давали заранее, было время на подготовку. С аттестационными контрольными такого не предусмотрено, они просто нарушают ход учебного процесса и повышают нагрузку на детей.

Бывший школьный учитель математики Ольга Ситникова заявила, что изначально промежуточная аттестация вводилась как инструмент контроля за усвоением предмета. С ее помощью педагог мог определить, на какие проблемные моменты нужно обратить внимание и проработать их дополнительно. Во многих школах это обернулось профанацией: аттестация дает лишь дополнительные оценки, но никак не влияет на качество обучения.

В большинстве случаев дети, которые не занимаются с репетиторами, пишут аттестационные контрольные на более низкий балл, чем имеют по предмету по текущим оценкам. Это говорит о низком уровне усвоения материала. Проверочную по одной теме написать на высокий балл проще, чем контрольную по итогам триместра и тем более года, пояснила Ситникова.

Плохие результаты аттестационных работ становятся проблемой самого ученика и его родителей, а не головной болью учителя. На разбор непонятого материала у педагогов просто не остается времени.

Дети, которые получают плохие оценки, переписывают работу до удовлетворительного результата. Тройки в итоге рисуют всем, а пробелы в знаниях никто не заполняет, что приводит к проблемам в следующем учебном году.

Промежуточная аттестация должна была помогать заполнять пробелы в знаниях, но в результате она проводится во время уроков, а на них учителя как раз должны были заниматься повторением материала.

Получается, что в аттестации в текущем ее виде нет смысла: она только вредит учебному процессу, убеждена Ситникова.