Skip to main content
25 июля, 2024
$ 86.55
94.38

Зарплаты не успевают за нагрузкой: учителя рассказали о «рабских» условиях труда в регионах

Учителя заявили, что их зарплаты несопоставимы с нагрузкой
05 июня, 2024, 14:46
© Софья Сандурская / АГН Москва

В прошлом году российским учителям в среднем платили 55 тысяч рублей до вычета НДФЛ, посчитал Росстат. И это притом что большая часть педагогов трудятся в условиях повышенной нагрузки: 1,5-2 ставки. Разрыв между зарплатами в Москве и регионах продолжает расти. Во многих субъектах оклад учителя ниже МРОТ, а бюрократическая нагрузка на педагогов, несмотря на поручение президента Владимира Путина, только увеличивается. Эксперты говорят, что все это ведет к падению качества образования и сокращению педагогического состава.

Колоссальный разрыв

Ведяшкин Сергей / Агентство «Москва»

По словам депутата Госдумы Олега Смолина, российским учителям приходится работать в среднем на 1,8 ставки: на 1,25 млн педагогов приходится 2,25 млн ставок. Если нагрузка распределится равномерно, то дефицит педагогических кадров в школах достигнет миллиона человек. Медианная зарплата за одну ставку составляет порядка 20-25 тысяч рублей, а при нагрузке свыше 1,5 ставок она может достигать 35-38 тысяч рублей, а это сопоставимо с зарплатой продавцов в магазинах.

Существует колоссальный разрыв между Москвой и регионами. В столице педагог работает в среднем на 1,3 ставки и получает 111,7 тысячи рублей. При этом в Волгоградской области учитель за 1,6 ставки зарабатывает 37,2 тысячи рублей, а в Костромской области — 36,2 тысячи рублей за 1,65 ставки.

Региональные власти создают видимость выполнения майских указов президента Владимира Путина в отношении зарплат учителей через манипуляции со ставками. В реальности более чем в 50 регионах России оклад учителя за одну ставку все еще не достигает МРОТ, и до минимальной зарплаты доходит за счет дополнительной работы — классного руководства, проверки тетрадей и прочих учительских дел, рассказала в беседе с изданием «Октагон» педагог из Курганской области Татьяна Власова.

По ее словам, такая практика ущемляет права учителей по сравнению с другими работниками школы, которые не занимаются обучением детей. Чтобы выжить, нужно брать дополнительные часы, а у многих нагрузка возрастает в 2-2,5 раза за зарплату 35-45 тысяч рублей. В прошлом году рост учительских зарплат не покрыл официальную инфляцию, то есть педагоги стали получать меньше.

Учителей возмущает разрыв в 3-4 раза между зарплатами в Москве и регионах. Они выполняют ту же работу, почти всегда заняты по вечерам и выходным, но к ним относятся как к людям второго сорта. Этот разрыв сильно влияет на качество образования в регионах, потому что многие учителя, включая лучших, уезжает на заработки в столицу и другие города с более высокими зарплатами, пояснила Власова.

Учитель из Архангельской области Елена Харюшева подала жалобу в Конституционный суд, пытаясь оспорить нормы, позволяющие включать доплаты за классное руководство, ведение кабинета и проверку тетрадей в размер заработной платы для доведения ее до МРОТ.

Конституционный суд ранее отмечал, что в МРОТ не могут включаться компенсационные выплаты за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, однако по поводу компенсационных выплат учителям подобных решений не принималось.

Многое в ситуации с учительскими зарплатами в регионах зависит от федерального финансирования, которого недостаточно, прокомментировала ситуацию оргсекретарь профсоюза «Учитель» Ольга Мирясова.

По ее словам, даже на уровне областей что-то можно изменить, если учителя будут активнее привлекать внимание к своей проблеме. Примером могут служить сотрудники скорой помощи, которые посредством видеообращений смогли привлечь внимание властей к своей проблеме. Однако педагоги к этому не готовы, они не верят в позитивные изменения. У многих учителей сложное материальное положение — кредиты и ипотеки, а также дети или родители в возрасте, которым нужна помощь, поэтому они боятся остаться хотя бы без каких-нибудь средств к существованию.

Зарплаты не успевают за нагрузкой

Софья Сандурская / АГН Москва

На фоне низких зарплат для учителей остается серьезной проблемой регулярное увеличение нагрузки, включая бюрократическую, несмотря на тот факт, что президент призвал ее снижать.

В апреле группа депутатов предложила поправки к закону «Об образовании» для уменьшения бюрократической нагрузки на педагогов. Однако эксперты считают, что этот документ не улучшит положение учителей. Поправки ограничивают количество запросов от сторонних организаций, но основная бюрократическая нагрузка исходит от управлений образования. Профсоюз «Учитель» направил законодателям обращение, указав на реальные трудности учителей.

Ольга Мирясова отметила, что почти вся дополнительная нагрузка, не связанная с обучением, — это поручения от местного управления образования, которое является учредителем школы. Директора не могут отказаться их выполнять, иначе им начнут угрожать увольнением.

За минувший год нагрузка на учителей увеличилась в связи с введением электронных платформ, ФГИС «Моя школа» и мессенджера «Сферум». Педагогов заставляют регистрировать детей в этих системах, активно их использовать и проводить различные опросы, но за это недоплачивают, подчеркнула оргсекретарь профсоюза «Учитель».

Она добавила, что раньше учителя могли компенсировать низкие зарплаты частными уроками по вечерам, но теперь на это нет времени из-за основной работы. В результате педагоги все чаще увольняются. В некоторых регионах зарплаты настолько маленькие, что учителям выгоднее регистрироваться как самозанятый и давать частные уроки, одновременно получая пособие для малообеспеченных семей, чем работать на 1,5-2 ставки в школах.

В профсоюзе «Учитель» утверждают, что текущая ситуация может привести к массовому отказу учителей от классного руководства. Должностные обязанности классного руководителя не ограничены, и местные власти воспринимают педагогов как бесплатную рабочую силу.

Учитель истории и классный руководитель Анастасия Шубина говорит, что новый ФГОС требует давать детям больше информации, но учителя и так перегружены, поэтому у них не остается времени на обучение.

По ее словам, почти каждую неделю учащихся снимают с последних уроков для проведения мероприятий, так как от их количества зависит рейтинг школы. Из управления образования постоянно приходят новые задачи, а от классных руководителей требуют отчеты о занятости детей на каникулах, льготниках, малообеспеченных семьях, итогах ВПР и т.д.

К тому же педагогов привлекают к городским субботникам, уборке улиц и прочим мероприятиям, которые не связаны с обучением детей. Даже на больничном учителей не оставляют в покое. Конечно, за дополнительные 5 тысяч рублей в месяц брать классное руководство никто не будет, потому что эта сумма несопоставима с задачами, которые приходится выполнять, сетует Шубина.


Лента новостей
";