Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

В России детям до 18 лет хотят запретить управлять электросамокатами

15 июня, 2022, 12:52
© Мобильный репортер / Агентство «Москва»

Российские власти могут признать электросамокаты источником повышенной опасности, снабдить номерами, а также ввести возрастные ограничения и особую категорию прав на управление этими транспортными средствами. Данные предложения сейчас разрабатываются в Совете по правам человека (СПЧ) при президенте РФ, вскоре их направят в правительство, заявил в беседе с газетой «Известия» член СПЧ Кирилл Кабанов.

Поддержать инициативу на законодательном уровне хотят в Госдуме. Обсуждение этой проблемы активизировалось на фоне резонансных происшествий, в которых минимум два человека скончались и несколько получили серьезные травмы. Эксперты считают, что скорому принятию поправок может помешать действующий мораторий на точечные изменения правил дорожного движения.

Пешеходы сильно рискуют

Мобильный репортер / Агентство «Москва»

Мужчина, который управлял электросамокатом, погиб 14 июня на улице Маршала Катукова в Москве. Незадолго до этого, 5 июня, после столкновения с электросамокатом умерла 83-летняя москвичка. А 11 июня по той же причине с территории ВДНХ с сотрясением, переломом лобной кости и ключицы госпитализировали 5-летнюю девочку. Похожие случаи происходят и в других городах России.

На фоне СПЧ собирается предложить изменения в ПДД и направить их в правительство РФ. 27 июня вопрос обсудит постоянная комиссия СПЧ по гражданскому участию в развитии правоохранительной системы.

Кабанов отметил, что в 2021 году в некоторых российских регионах ввели ограничения для электросамокатов, в частности по скорости передвижения. Правда, серьезно на ситуацию это не повлияло.

Нет системы контроля, как и системы дорожных знаков, а статус участника дорожного движения не определен. Скорость электросамокатов якобы ограничена, но по факту все продолжат ездить быстро — это видно по происшествиям, в которых травмируются и погибают люди. Водители таких транспортных средств не соблюдают ПДД. Госавтоинспекция не может это контролировать, так как на каждом перекрестке не поставишь инспектора, а по камерам нарушителей тоже почти невозможно, пояснил Кабанов.

На федеральном уровне статус средств индивидуальной мобильности (электросамокаты, моноколеса, электровелосипеды, сегвеи, гироскутеры и другие) четко не определен. Есть решение Верховного суда РФ по одному из происшествий, из которого следует, что электросамокаты с мощностью двигателя свыше 250 Ватт нужно относить к мопедам, то есть на них надо передвигаться по проезжей части, иметь права категории М и т. д. Однако в ПДД эти нормы не закреплены.

Застраховать и зафиксировать

Мобильный репортер / Агентство «Москва»

В СПЧ хотят зафиксировать в правилах дорожного движения само понятие об электрическом транспортном средстве, а также определить правила его использования.

В России велосипеды должны двигаться по выделенным полосам, а электросамокат, который тяжелее и быстрее, может двигаться по тротуарам. Необходимо выделить отдельную зону для таких средств передвижения, считает Кабанов.

По его словам, в СПЧ считают необходимым ввести для электросамокатов, велосипедов, сегвеев и прочих подобных транспортных средств обязательное страхование ответственности. При этом на служебные и арендуемые транспортные средства необходимо устанавливать номера. Не менее важно признать их источником повышенной опасности, чтобы владельцы, если кому-то будет причинен ущерб, понесли за это ответственность.

Член СПЧ считает, что надо разрешать управлять электрическими самокатами и похожим транспортом лишь с 18 лет. Также можно подумать о получении для этого прав особой категории.

Со стороны законодателей к этой работе готова подключиться депутат Государственной Думы Яна Лантратова. Она говорит, что надо обозначить статус электросамокатов в правилах дорожного движения. К тому же нужно прописать режимы их эксплуатации, а также определить возможности, правила и скорость передвижения. На сегодняшний день это никак не регулируется и часто приводит к печальным последствиям. Одно дело — детский самокат и совсем другое — механически управляемое средство передвижения.

Парламентарий отметила, что собирается проработать эти вопросы с СПЧ, а после выйти на конкретные законодательные инициативы.

Ограничить, но не запрещать

Мобильный репортер / Агентство «Москва»

Есть несколько вариантов поправок в ПДД, которые регламентируют использование электросамокатов и других средств индивидуальной мобильности, заявил член Общественной палаты (ОП) Александр Холодов. По его словам, один из них подготовили в Минтрансе, а второй — в самой ОП РФ. Оба варианта анонсировали еще в прошлом году, однако ни один из них так и не реализовали.

Поправки, которые подготовил Минтранс, предполагают ограничение скорости электросамокатов в 25 км/ч, обязательную маркировку, а также разрешают движение по правой стороне проезжей части при наличии тормозов, звуковых сигналов, фонарей и светоотражателей. При этом масса средства индивидуальной мобильности при движении в пешеходной зоне не должна превышать 35 килограммов.

Холодов отметил, что Минтранс в своем варианте частично учел предложения ОП. Но сейчас действует мораторий на внесение поправок в ПДД, то есть их можно лишь полностью переиздать. Поэтому пока что варианты, подготовленные Минтрансом и ОП, находятся в стадии черновиков.

Прийти к единому знаменателю в регулировании использования электрических самокатов мешает то, что это относительно новое средство передвижения, полагает председатель координационного совета Федерации автовладельцев России Сергей Канаев.

По его словам, даже в мировой практике еще не определились до конца, с чем и как надо работать. Наиболее успешный опыт прямо сейчас – Юго-Восточная Азия. Когда электросамокаты только появились, они их сразу приравняли к транспортным средствам повышенной опасности. То есть их надо ставить на обязательный учет. В России каждый электросамокат можно чипировать. Важно идентифицировать, кто управляет им, причем как с точки зрения нарушения ПДД, так и с точки зрения уже произошедшего ДТП.

Канаев отметил, что не менее важно определить правила движения электросамокатов, чтобы все, кто ими управляет, знали свои права и обязанности. Вероятно, стоит перенять немецкий опыт, где ввели обязательное тестирование на право управления этими устройствами.

При этом ограничение возраста для использования электросамокатов, по мнению собеседника газеты, может привести к обратному эффекту. Это как с планшетами или смартфонами: если запрещать их, то ребенок все равно будет пользоваться, но, когда никто этого не видит. Лучше делать это под контролем взрослых.

Что можно ограничить, так это мощность электросамокатов, которыми пользуются несовершеннолетние, считает Канаев.

Ранее эксперты заявили, что на улицах российских городов в целях повышения безопасности необходимо ограничить права лиц, которые являлись виновниками ДТП, на аренду самокатов, электроскутеров и прочих подобных транспортных средств. Пользователями прокатных сервисов часто становятся люди, которые провоцировали различные аварии на дорогах.