Skip to main content
20 апреля, 2024
$ 93.44
99.58

Эксперты ВШЭ измерили рост непонятности принятых в России законов

05 апреля, 2021, 15:58
По их словам, с каждым годом законопроекты становятся сложнее.
Институт государственного и муниципального управления НИУ ВШЭ (ИГМУ НИУ ВШЭ) рассчитал индекс синтаксической сложности российских законов. Как пишет газета «Коммерсантъ», удобочитаемость законов с каждым годом снижается. Впервые эксперты сложность принятых в РФ законов в начале прошлого года. Тогда они выделили семь параметров, которые в наибольшей степени влияют на сложность восприятия текста.

После путем эксперимента, в котором поучаствовали профессиональные юристы и студенты юридической магистратуры НИУ ВШЭ, специалисты оценили значимость каждого из семи параметров и вывели общую формулу индекса синтаксической сложности законов (ИСЗ). Его максимальное значение для российских законов составляет 65 (самый непонятный текст), минимальное — 16 (самый простой). Усредненный индекс на данный момент равен 40,1 против 39,9, что был зафиксирован в 2020 году.

По итогам прошлого года федеральное законодательство удлинилось на 344 тысячи слов, статьи в законах стали длиннее, а в предложениях появилось больше зависимых слов и причастных оборотов. Для того чтобы сопоставить законы с сложным для восприятия текстом, ученые вычислили индекс для «Критики чистого разума» Иммануила Канта. Если тогда этот труд являлся законом, то его позиции в рейтинге снижались бы из года в год: к концу 2019-го 77 российских законов были сложнее труда философа, а в прошлом году таких документов насчитывалось уже 87.

В 10 самых сложных законов присутствуют акты, которые регулируют вопросы пенсионного обеспечения, социальной защиты и исполнительного производства для жителей Крыма и Севастополя. Специалисты считают, что на их сложность могли повлиять спешность разработки и принятия, а также сложный правовой статус данных территорий и необходимость точечных правовых установлений.

К тому же на усложнение законодательства в 2020-м оказала влияние конституционная реформа. По ее итогу сам Основной закон стал сложнее для восприятия: ИСЗ для Конституции вырос на четыре пункта и достиг 28, хотя она до сих пор остается одним из самых простых российских законов и занимает 600-ю строчку в рейтинге. Корректировка Основного закона усложнила также связанные с ней акты: по словам ученых, ИСЗ для закона о правительстве вырос на пять пунктов и сейчас составляет 33, а закон о порядке формирования Совета федерации усложнился на единицу: его ИСЗ равен 52.

Сложность законов растет не всегда одинаково быстро, а скорость меняется от одного созыва Госдумы к другому. Так, за третий созыв (1999–2003 годы) ИСЗ законов увеличился всего на 0,2 пункта. Рекордсменом по усложнению является шестой созыв (2011–2016 годы): за это время ИСЗ возрос сразу на 2 пункта. Нынешние парламентарии усложнили законы пока что на 1,1 пункта.

На проблему сложности законов в России зря не обращают достаточно внимания, считает автор исследования, старший научный сотрудник ИГМУ НИУ ВШЭ Александр Кнутов. По его словам, не существует фильтров, которые могут исключить сложные формулировки. Также как и нет критериев избыточной сложности. В результате «негативные языковые практики канцелярита» становятся для нашей страны привычными.

Кнутов отметил, что каждая новая поправка в действующий документ обычно приводит к тому, что текст закона утрачивает свою «системность». Не менее важная проблема заключается в сложности согласования ведомственных интересов. Так, авторы поправок часто сами понимают, что статью в изменившейся редакции необходимо разделить на две или три новые, но в этом случае потребуются дополнительные согласования формулировок, которые не относятся к предмету текущих правок. Поэтому в основном они ограничиваются точечными изменениями в существующей структуре, а это в свою очередь приводит к «усложнению конструкции статей».

Председатель комитета Государственной Думы по госстроительству и законодательству Павел Крашенинников отметил, что усложнения действительно присутствуют. По его словам, предложения становятся огромными, в них сплошные запятые и точки с запятыми. Мысль от этого не так очевидна, а в ряде случаев — не видна вовсе. Когда тексты перегружены, это также плохо с точки зрения восприятия, и с точки зрения правоприменения. Такой подход препятствует правовой определенности, а значит, точно будет сбой, который в свою очередь принесет разные риски — от непонимания целей, которым должны следовать правоприменители, до коррупционных возможностей.

Законодатели разработали методические рекомендации по юридико-техническому оформлению проектов. Рекомендации недавно представили на правительственной комиссии по законопроектной деятельности. Теперь нужно выводить права законодательной инициативы «на путь уважения к русскому языку», а также к людям, которые эти законы читают, пообещал Крашенинников.

Александр Кнутов также подчеркнул, что проблема состоит не только в юридико-техническом оформлении законопроектов, но и в «лаконичности и простоте языка законодателей».

Ранее обозреватели Bloomberg Джейк Рудницкий (Jake Rudnitsky), Торри Кларк (Torrey Clark) заявили, что сильно переживают по поводу слишком интенсивных темпов распространения российской вакцины от коронавируса по всему миру. Авторы настолько обеспокоены, что не гнушаются даже самыми несостоятельными аргументами. Вопреки тому, что в России все успешно вакцинируются, журналисты ищут поводы для публичной полемики.


";