Skip to main content
13 октября, 2024
$ 96.07
105.1

Принудительная эвакуация и массовые захоронения: что предусматривают странные нововведения в российском законодательстве

06 декабря, 2021, 12:57
© Авилов Александр /Агентство «Москва»

Сегодня в сети широко обсуждается тема появления в российском законодательном поле ряда правовых документов, предусматривающих применение весьма непопулярных мер в отношении граждан. Быть может, документы, так или иначе связанные с обеспечением безопасности населения и улучшением работы МЧС в экстренных ситуациях, в иных социально-политических условиях и остались бы незамеченными. Однако, в сложившейся за последнее время напряжённой во многих смыслах ситуации в стране и за её пределами, как минимум, сам факт оперативности и системности введения соответствующих правовых норм, а также специфичность и беспрецедентность прописанных в них положений не могли не привлечь внимание общественности. 

С 01 июня 2021 г. введён новый ГОСТ Р 22.3.17-2020Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Планирование мероприятий по эвакуации и рассредоточению населения при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций”. В отличие от предыдущего стандарта, новый ГОСТ более подробно регламентирует комплекс мероприятий по организационному вывозу (выводу) населения из зон возможных опасностей и размещению в заблаговременно подготовленных к условиям первоочередного жизнеобеспечения безопасных районах. Среди прочего, документом предписываются нормы обеспечения граждан жильём в безопасном районе площадью не менее 2 кв. м на человека в специально созданных сборных эвакуационных пунктах (СЭП). Количество мест в таких пунктах не должно превышать 4-5 тысяч человек.

При этом предусматривается, что эвакуация может осуществляться пешими колоннами от 500 до 1000 человек с соблюдением дистанции 500 м между колоннами либо с помощью железнодорожного транспорта, автобусов, грузовиков и самосвалов.

03 сентября 2021 г. были введены Методические рекомендации МР 3.1/2.1025121 для организации работы пунктов временного размещения эвакуированного населения в условиях продолжающегося распространения новой коронавирусной инфекции. Среди прочего, здесь прописаны нормы компактного расселения граждан с минимальным расстоянием между кроватями (раскладушками) не менее 1,5 м, которое по возможности должно осуществляться по принципу “вакцинирован против COVID-19” / “не вакцинирован против COVID-19”, а также “переболел COVID-19 в течение 6 месяцев”. Также, в Рекомендациях предусмотрена вакцинация эвакуированного населения.

На фоне утверждения вышеупомянутых документов, в Государственной Думе подошёл к третьему чтению и Законопроект № 1120845-7, инициированный МЧС, который вносит поправки в Федеральный закон от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”. Важно отметить, что изменения в соответствующем законе позволяют органам управления системой предупреждения ЧС (правительственным комиссиям на федеральном уровне и региональным/муниципальным комиссиям, если ЧС носят локальный характер) принимать решение о введении эвакуационных мероприятий в случае возникновения ЧС или угрозе её возникновения. И ключевое здесь “УГРОЗЕ”, т. е. для граждан России предусматривается принудительная эвакуация уже не только в случае ЧС, но и при объявлении об угрозе ЧС.

Напомним, что в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 02.04.2020 г. №417 гражданам уже была вменена обязанность незамедлительной эвакуации с территории, где образовалась угроза возникновения ЧС или образовалась зона ЧС. Правительственное решение было продиктовано случаями из практики спасателей:  сотрудникам МЧС предписывалась обязанность по спасению людей, в то время как самих людей закон не обязывал соблюдать правила эвакуации, поэтому нередко отказ пострадавших оставлять свои дома блокировал спасательную операцию людей в условиях, например, наводнения или пожара. В итоге это приводило не только к осложнениям с доставкой провизии и последующей эвакуацией пострадавших, но даже к их гибели.

По сути, исходя из вышеуказанного, процесс эвакуации теперь становится мероприятием принудительным, что по факту ограничивает граждан в праве на передвижение и  в праве на распоряжение своим имуществом. Показательно, что о каких-либо соответствующих правовых предписаниях, предусматривающих возвращение эвакуированного населения по домам и сохранность имущества, на данный момент не  известно.

И напоследок вспомним о самом нашумевшем документе, который многих ужаснул своей скрупулезностью в описании методов и организации  массовых захоронений людей и животных. ГОСТ о массовом захоронении трупов в братских могилах, разработанный Всероссийским научно-исследовательским институтом по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций МЧС России, был утверждён 13 сентября 2021 года и начнёт действовать уже с января 2022 года. 

Достаточно объёмный Стандарт регламентирует срочную массовую утилизацию трупов не только в военное время, но и в результате чрезвычайных ситуаций мирного времени. Документ гласит, что размер земельного участка для захоронения определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать 40 га. Достаточно чётко рассчитаны время, трудозатраты и номенклатура запасов, необходимые для осуществления захоронений. Также описываются глубина и количество уровней захоронения, отдельно регламентируется захоронение умерших, имеющих высокий радиоактивный фон и умерших от особо опасных или неизвестных науке инфекций.

Организацию работ по сбору трупов животных ГОСТ возлагает на органы местного самоуправления, владельцев и арендаторов территории.

За экспертным комментарием по поводу появления в российском законодательстве вышеупомянутых документов  мы обратились  к политологу Сергею Наумову.

– Сергей, согласитесь, неудивительно, что подобные документы вызывают у общественности массу домыслов и страхов. Насколько они обоснованы на Ваш взгляд?

– Здесь вопрос, как это часто бывает, в недостаточном информировании общественности. Законы нуждаются в масштабном обсуждении в публичной плоскости. Иначе люди будут погружаться в теории заговора и подвергаться панике. Для этого на федеральных каналах хорошо бы обсуждать не нижнее бельё, а подобные документы, чтобы всем было понятно о чём конкретно идёт речь. Да, зачастую обывателю свойственно вкладывать в сложные правовые документы свои смыслы. Тогда как разработчики законодательных актов располагают достаточно сухими бюрократическими формулировками в строго определённом контексте. Поэтому, для большинства они нуждаются в пояснениях и необходимо это всё каким-то образом доносить. Кроме того, в процессе публичной дискуссии в экспертном сообществе выявляются моменты, которые нуждаются в пересмотре и изменениях. 

Но всё-таки, учитывая экстренность принятия документов, мы можем предположить, что это вынужденные меры. Нам что-то угрожает? 

Я не вижу ничего странного в том, что в законодательстве прописываются пути предотвращения чрезвычайных ситуаций. Лучше подстраховаться и загодя эвакуировать людей из предполагаемой зоны ЧС, не дожидаясь катастрофических последствий и жертв. Другое дело, что при этом людям необходимо обеспечить сохранность имущества либо страховые выплаты и компенсацию. Ещё раз подчеркну, чтобы исключить всевозможные манипуляции и спекуляции касательно этих и других законодательных инициатив, крайне важно информировать граждан, по-человечески объясняя им специфические формулировки.