Skip to main content
25 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

Перечислены главные заблуждения о Радонице

03 мая, 2022, 11:18
© Александр Авилов / Агентство «Москва»

У православных христиан 3 мая Радоница — поминовение усопших после Пасхи. Наверное, это самый популярный и самый необычный родительский день у россиян.

На Радоницу на могилы к родственникам приходят десятки тысяч людей. На кладбища даже пускают дополнительные автобусы, как это бывает на Пасху.

Но церковный устав выделяет всего две родительские субботы: Вселенскую, за 8 дней до Великого поста, а также Троицкую, накануне Пятидесятницы.

В календаре Русской церкви 7 поминальных дней. Вдобавок к уже упомянутым — Дмитриевская суббота (5 ноября), а также вторая, третья и четвертая субботы Великой Четыредесятницы.

Знаменитый публицист, протоиерей Максим Первозванский в интервью РИА Новости рассказал, что в отличие от Троицкой и Вселенской, в плане службы у них нет отличий. В храмах, что называется, нарочито возносят молитвы об упокоении, священники в белом (поминальном) облачении, а после литургии — панихида.

А вот на Радоницу облачения красные. К тому же панихида начинается не с размеренных, а с радостных молитв — верующие исполняют тропарь Пасхи.

Церковная традиция уже давно отпечаталась в сознании людей. Еще в XVI веке «Стоглав», сборник канонов, писал про пасхальные поминки следующее:

«Сходились мужи и жены на жальники и плакали с кричанием великим, а когда начнут играть скоморохи-гудошники, то они перестают рыдать, а плясать начинают да бить в ладони прямо на тех же жальниках».

В тексте упоминаются «жальники» — это кладбища, то есть «места для жаления». Пляски на них в Радоницу этнографы описывали и в XIX, и в XX веках.

Научное сообщество считает, что это отголоском дохристианских верований. Сам термин «радоница» принадлежит славянам или балтийцам. В те времена так называли тризны по усопшим, на которых, как говорится в писаниях, «мед лился рекой». Именно отсюда версия, что слово произошло от «радуется».

Вопреки популярным теориям, христианское поминовение усопших — радостное. Отец Максим Первозванский пояснил, что скорбь и черная одежда — это народное, а не церковное понимание поминовения. На панихиду священник надевает белое, так как умерший встречается с Богом, а это самое радостное событие для верующего человека.

Конечно же, здесь и скорби есть место, но только связанной с надеждой: «все люди воскреснут, смерть временна».

Интересно, что так относились к усопшим и в первые века христианства. Еще в V веке Амвросий Медиоланский, который являлся одним из наиболее авторитетных святых, писал:

«Нужно разделить радость Христова воскресения мученикам, пострадавшим во имя Господа».

Именно в этом и заложен смысл Радоницы. Однако в течение 2-х недель, от Вербного воскресенья до Красной горки, заупокойные молитвы не произносят. В этой связи Церковь выделила особый день, девятый после Пасхи.

За 70 лет существования СССР многовековые народные традиции Радоницы исчезли. Однако появились новые, которые стали еще более причудливыми.

К примеру, принято считать, что на кладбище необходимо обязательно принести куличи и скорлупу освященных яиц. Их надо разбрасывать по могиле — усопший, таким образом, как бы «приобщается» к пасхальной трапезе.

Однако это лишь суеверие, убеждают священники. Председатель отдела по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Иваново-Вознесенской епархии РПЦ иеромонах Макарий (Маркиш) рассказал, что такой обычай возник из бытовых мелочей. То есть кто-то пришел на могилку, облагородил ее, а потом решил перекусить — в России многие приезжают на кладбище на целый день. После трапезы остались крошки, которые склевывают птицы. В результате родилось поверье, будто нужно «кормить» усопших.

С христианством этот обычай никак не связан. Поминать умерших родственников нужно в храме — на службе и на панихиде, а также не забывать делать это дома. Еще можно пригласить священника на кладбище, либо самому прочесть молитв.

Ранее председатель синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда заявил, что недвижимость, которая принадлежит семье патриарха Московского и всея Руси Кирилла, не имеет никакого отношения ни к нему, ни к РПЦ.