«Цифровой героин»: как гаджеты влияют на мозг
Современные технологии развиваются с невероятной скоростью. Ближе всего к техническим новинкам дети, подростки и молодежь. Им интересно новое, продвинутое и высокотехнологичное. Однако чешский невролог Мартин Ян Странский из Йельского университета в США считает, что гаджеты, Интернет и другие дары 21 века стали для молодых людей настоящим наркотиком.
В беседе с словацким изданием Konzervatívny denník Postoj специалист призвал запретить смартфоны во всех школах мира. Странский давно изучает неврологические последствия воздействия цифровых технологий на мозг и пришел к выводу, что современные гаджеты являются своеобразным «цифровым героином». Они активируют те же области мозга, что и психотропные вещества, утверждает невролог.
Регулярное использование компьютеров, смартфонов, планшетов и другой техники сильно влияет на уровень IQ. Современные люди демонстрируют результаты в стандартных тестах хуже, чем их ровесники из прошлых поколений.
Ученый заявил, что цифровые технологии – это вовсе не прогресс, а регресс, из-за которого человечество разучилось мыслить и познавать. Странский объяснил, что при длительном использовании смартфона с детским мозгом не происходит ничего, и в этом заключается главная проблема.
«Эти программы придуманы так, чтобы люди там оставались, потому что на этом зарабатываются деньги, на их просмотрах. Это чистая коммерция»,
убежден собеседник.
Невролог уточнил, что человеческий мозг, в особенности в детском возрасте, изначально заточен под обучение. В большинстве случаев дети используют гаджеты не в образовательных, а развлекательных целях, а значит, никакого обучения в процессе их применения не происходит.
«Их мозговые способности анатомически, физиологически и по-человечески не развиваются. Поэтому у молодого поколения отмечается рост на 40-70% депрессий и подавленных состояний»,
считает эксперт.
Общение в социальных сетях – не самая удачная альтернатива, убежден невролог. Общаясь в соцсетях, человек в первую очередь смотрит в плоский экран, а не в глаза собеседника, его черты лица, мимику и тому подобное. К тому же, виртуальное общение дает возможность отказаться от своих слов, и собеседник об этом даже не узнает. Сообщение можно стереть или удалить, а в реальной жизни так не получится, и в этом ценность живой беседы, подчеркивает Странский.
Причем взрослые люди делают все возможное для того, чтобы подтолкнуть своих детей к цифровой зависимости. Чтобы дети не скучали или не отвлекали взрослых они дают им гаджет, на котором включают мультфильмы или игру. Постепенно ребенок привыкает и начинает требовать умную игрушку все чаще.
«Человечество глупеет, депрессии разрастаются до невиданных масштабов. Люди в западном мире перестают воспитывать своих детей, перестают заниматься тем, чем должны, а главным своим собеседником они выбрали нечто техническое, искусственное»,
рассуждает врач.
При этом невролог отметил, что из всех гаджетов телевизор будет наименее вреден как для детей, так и для взрослых, потому что на нем можно следить за сюжетом фильмов или передачи. Это хотя бы отчасти напоминает чтение книг, но полностью от литературы отказываться нельзя, убежден собеседник.
А вот смартфоны и соцсети, по словам Странского, дают меньше всего простора для воображения и мышления. Изначально на таких площадках надо было писать и читать. Позднее появились соцсети, где достаточно опубликовать одну картинку или видео с минимумом слов. Выводы напрашиваются сами собой.
Через цифровой экран информация усваивается не так эффективно, как через печатные аналоги книг и учебников. Невролог назвал 4 медицинские причины. В первую очередь слова на бумаге воспринимаются как визуальные образцы, складывающиеся в единую картину. Начиная искать их в памяти, человек сразу воспроизводит страницу, на которой он увидел их впервые.
Во-вторых, книги обладают тактильной «памятью» – человек держит в руке физический носитель, что дает ему еще больше пространства для запоминания своих ощущений в этот момент и фиксации на словах.
Третья причина связана со второй. Когда страница находится в руке, информация направляется в левое полушарие мозга, где расположен центр речи, и эффект усиливается. Именно поэтому дети, учась читать и писать, загибают пальцы, водят руками по книге с текстом, чтобы лучше запомнить информацию.
Наконец, четвертая причина, – естественность с точки зрения эволюции.
То же касается и письма. При написании слов от руки задействуются иные части мозга. Рука держит карандаш, водит по бумаге, а мозг запоминает, где находилась рука в этот момент, и что она записывала. А вот набор слов на клавиатуре – это другой механизм.
Ученый посоветовал относиться к смартфону так же, как к сигаретам или наркотикам: детям они не рекомендованы.
«Употребление веществ, вызывающих привыкание, в нашем обществе запрещено до 18 лет, а потом человек решает сам. Если уж ребенку так нужен телефон, то пусть он по нему только звонит»,
советует врач.
Он добавил, что на связь между гаджетами и наркотиками указывают даже самые простые медицинские тесты. Если сравнить мозг после употребления героина и восьмичасовой игры за компьютером, на МРТ можно увидеть, что возбуждены одни и те же участки.
«У мозга есть только один центр удовольствия. Нет отдельного для героина, для алкоголя, для секса или для компьютерных игр. Цифровая игра действует точно так же, как наркотик. Разумеется, воздействие слабее, но механизм тот же»,
заключил специалист.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.