Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Названы способы борьбы с буллингом в школах

14 мая, 2020, 9:47
Ученые Московского государственного психолого-педагогического университета (МГППУ) выявили основные ошибки в борьбе с буллингом в школах, с которыми сталкиваются дети и учителя. Для этого они проанализировали некоторые зарубежные и российские исследования, сообщается в журнале «Современная зарубежная психология».

Одной из главных фигур в работе с детским коллективом при травле становится учитель, так как он является примером для школьников. К тому же дети смотрят на его поведение в ситуациях, когда их обижают. Однако педагоги зачастую допускают ошибки или попросту бездействуют в таких ситуациях.

По словам заведующей кафедрой юридической психологии и права МГППУ Риммы Чиркиной, для некоторых учителей буллинг — типичное поведение в детском коллективе, которое не причиняет воспитанникам никакого вреда. Они путают его с конфликтами.

«Педагоги часто не знают, как снизить уровень агрессии, и опираются на собственный бытовой опыт, а не на профессиональные знания», — пояснила Чиркина.


Она отметила, что учителя иногда считают, что достаточно найти агрессора и побеседовать с ним, чтобы он извинился перед своей жертвой. Однако это вовсе не так. К тому же свидетели травли остаются в стороне, а им эта ситуация тоже наносит вред.

Также процесс решения проблемы осложняет недоверие к учителям, лишь небольшой процент учеников готов рассказать педагогу о том, что происходит в классе за спинами педагогов. Даже если к делу подключится администрация школы, родители правоохранители и т. д., но разбирательство будет проводиться без всех участников ситуации, то к положительному результату это не приведет, а травля из открытой перейдет в скрытую, считает Чиркина.

«Отсутствие действенных методов профилактики буллинга в школах связано с личностными особенностями учителей, недостатком у них знаний и практических навыков, стереотипностью подходов педагогов к работе с буллингом», — пояснила ученый, опираясь на анализ проведенных исследований.


Лучше всех с травлей справляются учителя, обладающие высоким уровнем эмпатии и коммуникативными компетенциями. По словам Чиркиной, есть несколько способов борьбы с буллингом в детском коллективе. Во-первых, это создание и соблюдение правил класса, патрулирование «горячих точек», а также грамотный менеджмент. Во-вторых, создание в коллективе ситуаций успеха, постановка совместных творческих задач, а также формирование ценностей и правил, исключающих насилие и неравенство в отношениях.

Также нужно проводить антибуллинговые программы в рамках целой школы, а на уровне класса внедрить восстановительные технологии, развивающиеся в России и имеющие доказательную базу эффективности.

По словам Чиркиной, чтобы снизить уровень агрессии, нужно работать сообща. Например, педагог должен трудиться вместе со школьным психологом. Также справиться с ситуацией помогут восстановительные программы с участием кураторов служб примирения, которые есть в школах.