16 октября, 2021, 11:07
Обновлено 11:07

Андрей Гольев
© pixabay.com
© pixabay.com

Диагностировать онкологическое заболевание на ранних стадиях, пока оно не переросло в большую опухоль и не дало метастазы, довольно сложно. Поэтому ученые стремятся создать быстрый и простой тест для выявления предвестников рака. Потенциально перспективным вариантом является анализ слюны. Ее безболезненно и безопасно отбирать, к тому же в ней содержится большое количество разных клеток и их фрагментов. Однако развитие новой технологии сдерживает ряд обстоятельств, пишет РИА Новости.

В 2014 году Дэвид Вонг из Калифорнийского университета (Лос-Анджелес, США) после десяти лет проведенных исследований вместе со своими коллегами запатентовал новый метод диагностики окозаболеваний по фрагментам РНК. Вскоре он выпустил несколько научных статей, а после стал звездой СМИ.

Идея на первый взгляд не такая уж и сложная. Рак начинается с паталогических мутаций ДНК в клетках. Они перестают самопроизвольно погибать в конце жизненного цикла, неконтролируемо делятся, а в результате образуется опухоль. Ее клетки несут характерные генные мутации — по этому признаку их можно «выловить» в жидкостях организма человека, куда они попадают. Их много в слюне.

Вонг и его коллеги возлагали большие надежды на микроРНК. Они живут вне клеток и выполняют большое количество функций, в том числе сигнальные и защитные. В слюну эти фрагменты попадают из кровяных сосудов в деснах, а также из миндалин. Среди микроРНК есть, к примеру, циркулярные — свернутые в кольца молекулы. По ним в 100% случаев можно диагностировать рак легких. При этом кровь дает лишь 80%.

Однако со временем специалисты выяснили, что сделать информативный тест слюны сложно. Дело в том, что среда изменчива и загрязнена, а молекула РНК — нежная и быстро деградирует. Тогда ученые решили исследовать экзосомы — внеклеточные пузырьки, передвигающиеся по организму человека. Мутантная микроРНК может прятаться в них и сохраняться дольше. Работа Вонга на эту тему вдохновила студенток из Санкт-Петербургского университета запустить стартап, нацеленный на разработку экспресс-теста слюны, с помощью которого можно будет диагностировать рак молочной железы.

Усилия ученых из Калифорнии пока что не увенчались успехом и не привели к значимому практическому результату, но они заняли свое место среди особой группы методов, которые называют жидкой биопсией. Речь идет о диагностике по крови и различным выделениям тяжелых массово распространенных заболеваний – рака, диабета и даже ВИЧ. Это дает надежду на раннее обнаружение патологии и не требует хирургического вмешательства в отличие от классической биопсии. К тому же пробы слюны безболезненны в отличие от традиционного анализа крови.

В новом исследовании, проводимом австралийскими учеными, приняли участие 523 человека, из которых 501 уже лечился от рака. У них взяли образцы слюны и провели ПЦР-анализ на ДНК папилломавируса. Было установлено, что у 43,2% добровольцев он оказался положительным, причем у большинства — 16-го типа. Среди тех, кто страдал от рака головы и шеи, тест показал наличие ВПЧ почти в 90% случаев.

Получается, что этот метод очень чувствительный. Но пока делать выводы о его эффективности для ранней диагностики преждевременно, так как в исследовании принимали участие граждане с развитыми стадиями рака.

Ранее группа немецких ученых из Гархинга под руководством российского специалиста Александра Аполонского провела масштабный эксперимент, благодаря которому она смогла найти способ диагностирования рака по анализу «выдоха».

Подписывайтесь на LIVE24.RU в Google NewsЯндекс.Новости и на наш канал в Яндекс.Дзен, следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.

Больше по теме