2 мая, 2024

Ученые назвали этап жизни, на котором развивается шизофрения

Ученые Гарвардской медицинской школы выяснили, когда начинает развиваться шизофрения
07 июля, 2023, 11:02

Автор Клэр Уотсон со ссылкой на результаты исследования, опубликованные в издании Cell Genomics, рассказала о том, когда, по мнению ученых, в человеческим организмом начинает овладевать такой недуг как шизофрения.

Ученые назвали этап жизни, на котором развивается шизофрения
© Pexels

– В жизни каждого из нас есть промежуток времени, о котором мы вообще ничего не знаем, – пишет Уотсон. – Я говорю о сроках ранней беременности. Исследователи теперь обнаружили пару генетических удалений, связанных с шизофренией, которые и возникают в этот период становления.

Подтверждающее данный факт открытие сделано группой исследователей во главе с ученым-клиницистом Гарвардской медицинской школы Эдуардо Мори, который изучил генетические данные образцов крови почти 25 000 человек с шизофренией или без нее.

– Хотя два генетических изменения нуждаются в дальнейшей проверке, полученные результаты укрепляют зарождающуюся идею о том, что семена шизофрении не всегда передаются по наследству, – обнадеживает автор. – Болезнь может начать развиваться задолго до того, как человек …. встретится с миром. И, если это так, это немного шире открывает возможности для ранней профилактики.

Шизофрения – это серьезное неврологическое расстройство, возникающее в результате сложного сочетания генетических факторов и факторов окружающей среды. Детские травмы или вирусные инфекции, вероятно, играют определенную роль, увеличивая риск возникновения у кого-либо симптомов бредового или неупорядоченного мышления позже в жизни.

Она поражает 1 из 300 человек во всем мире, обычно проявляясь в раннем взрослом возрасте. Тем не менее, есть свидетельства того, что физиология, ответственная за шизофрению, берет начало либо на ранних сроках беременности, либо в результате гестационных осложнений.

В 2017 году ученые, изучавшие пучки выращенных в лаборатории клеток, напоминающих крошечный мозг, обнаружили доказательства того, что неорганизованные клетки мозга, делящиеся поспешно и дифференцирующиеся слишком рано, могут привести к развитию шизофрении. А в 2021 году исследователи точно определили специфические гены в плаценте, которые активны во время осложненной беременности и связаны с этим расстройством.

Теперь Мори и его коллеги идентифицировали два гена, называемых NRXN1 и ABCB11, которые могут быть связаны с шизофренией.

– Мы изучаем мутации, которые не наследуются от родителей, – объясняет старший автор и генетик Бостонской детской больницы Крис Уолш.

В NRXN1 и ABCB11 исследователи обнаружили изменения – вариации числа копий или типом генетической ошибки, при которой копии гена или длинные участки ДНК дублируются или удаляются.

– В редких случаях вариации числа копий могут передаваться по наследству, что составляет около 5% случаев шизофрении, – пояснили эксперты. – Подобные мутации зародышевой линии проявились бы в каждой клетке тела, поскольку они были записаны в геном человека до того, как оплодотворенная яйцеклетка подверглась своему первому делению.

Исследования также показывают, что 4 из 5 случаев шизофрении можно проследить до генов, унаследованных от родителей ребенка, причем более поздние исследования пополнили список известных генетических связей. Тем не менее, это все еще оставляет примерно 20 процентов случаев без очевидной основы в наследовании.

Из двух генов, идентифицированных в этом исследовании, Мори и его коллеги обнаружили частичную делецию NRXN1 в пяти случаях шизофрении, и ни одного у незатронутых особей их контрольной группы. Эта распространенность была намного выше, чем в базах данных популяционного уровня.

NRXN1 помогает клеткам мозга передавать сигналы, и это было связано с шизофренией раньше – когда эти мутации передаются по наследству.

– Когда мутации не наследуются, а приобретаются во время раннего развития или позднее, они называются соматическими мутациями, – уточняет автор. – Так как возникают они после того, как эмбриональные клетки уже начали отдельные путешествия, то есть – процесс создания полноценного человека, потомкам они передадут клетки с мутацией.

Так, соматические мутации обнаруживаются только во фракции клеток организма; например, в клетках мозга и крови, но не в половых клетках.

– Именно такую мутацию NRXN1 обнаружили Мори и его коллеги, – пишет Уотсон. – Второй идентифицированный ген, ABCB11, кодирует белок печени, но его связь с процессом развития шизофрении определенна меньше.

Мори и его коллеги обнаружили делеции в гене ABCB11 еще в пяти случаях шизофрении, все из которых не реагировали на антипсихотические препараты.

– Это произошло будто бы …неоткуда, – рассказал Мори из ABCB11. – Мы провели исследования, которые связали мутации в данном гене с устойчивостью к лечению шизофренией, но они не были сильно связаны с болезнью, как таковой.

Исследователи заключили, что изменения в этих двух генах «могут вносить небольшой, но значительный вклад в генетическую архитектуру шизофрении».

– Теперь нужны дополнительные исследования, чтобы выяснить, насколько этот вклад значителен, – заключила Уотсон.

Ранее LIVE24 сообщало о том, что ученые США раскрыли неожиданное свойство аромата кожи на ладонях.