Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Российские ученые из МГПУ назвали способ улучшить квалификацию воспитателей

09 декабря, 2021, 9:29
© pexels.com

Специалисты Московского городского педагогического университета (МГПУ) выявили новые принципы повышения квалификации педагогов дошкольного образования. Они основаны на понятии рефлексивного педагогического действия. Результаты их исследования опубликованы в одной из глав совместной научной работы ученых из 16 стран International Perspectives on Early Childhood Teacher Education in the 21st Century.

Модель, предложенная российскими исследователями, основана на культурно-исторической теории Льва Выготского. По словам заведующего лабораторией развития ребенка МГПУ Игоря Шияна, ключевым понятием подхода является педагогическая рефлексия, как исследование собственного опыта и «обнаружение противоречия между целью и действиями практикующего педагога и реакциями ребенка».

Он подчеркнул, что для воспитателя важна чуткость по отношению к детям, умение их слушать и слышать, поощрять их инициативу. Такие умения делают из обычного педагога профессионала, но педагогическая рефлексия не должна являться отдельным этапом его деятельности. Она должна переплетаться со всеми другими навыками и качествами и сопровождать каждый шаг учителя.

Шиян добавил, что проблема современных педагогов детских садов заключается в том, что они часто ставят на первое место академические знания детей, а не их развитие. Это может быть развитие коммуникативных, регуляторных, познавательных способностей. Воспитатель должен уметь наблюдать за поведением детей и анализировать его, корректировать собственные педагогические действия в зависимости от реакции ребенка. Ученый подчеркнул, что умение работать не «по конспекту» –  является важной составляющей всего педагогического мастерства воспитателя.

Исследователи МГПУ выяснили, что зачастую педагоги редко используют для анализа понятия, важные для понимания развития ребенка. К таким относятся эмоциональный комфорт, вовлеченность, взаимодействие, мышление и воображение малыша.

Специалисты выявили продуктивность использования инструмента под названием «Профессиональные очки». Это способ наблюдения за ситуацией в детской группе, фокусирующийся на развивающем потенциале действий самого воспитателя и на реакциях детей.

Другой инструмент «Навигатор профессионального действия» позволял педагогам в каждой отдельно взятой ситуации анализировать ее потенциальный развивающий эффект и условия, в которых его необходимо создавать.

Ученые из МГПУ уточнили, что основная идея новых подходов к воспитанию детей в дошкольных учреждениях заключается в использовании перечисленных инструментов для анализа чужих действий и последующее их применение к своим собственным действиям.

В начале осени китайские ученые выяснили, что миф о том, будто единственный ребенок в семье – всегда эгоист, ошибочен. Они провели исследование с участием членов многодетных семей и тех, где родился только первенец.