Российские ученые из МГПУ назвали способ улучшить квалификацию воспитателей
Специалисты Московского городского педагогического университета (МГПУ) выявили новые принципы повышения квалификации педагогов дошкольного образования. Они основаны на понятии рефлексивного педагогического действия. Результаты их исследования опубликованы в одной из глав совместной научной работы ученых из 16 стран International Perspectives on Early Childhood Teacher Education in the 21st Century.
Модель, предложенная российскими исследователями, основана на культурно-исторической теории Льва Выготского. По словам заведующего лабораторией развития ребенка МГПУ Игоря Шияна, ключевым понятием подхода является педагогическая рефлексия, как исследование собственного опыта и «обнаружение противоречия между целью и действиями практикующего педагога и реакциями ребенка».
Он подчеркнул, что для воспитателя важна чуткость по отношению к детям, умение их слушать и слышать, поощрять их инициативу. Такие умения делают из обычного педагога профессионала, но педагогическая рефлексия не должна являться отдельным этапом его деятельности. Она должна переплетаться со всеми другими навыками и качествами и сопровождать каждый шаг учителя.
Шиян добавил, что проблема современных педагогов детских садов заключается в том, что они часто ставят на первое место академические знания детей, а не их развитие. Это может быть развитие коммуникативных, регуляторных, познавательных способностей. Воспитатель должен уметь наблюдать за поведением детей и анализировать его, корректировать собственные педагогические действия в зависимости от реакции ребенка. Ученый подчеркнул, что умение работать не «по конспекту» – является важной составляющей всего педагогического мастерства воспитателя.
Исследователи МГПУ выяснили, что зачастую педагоги редко используют для анализа понятия, важные для понимания развития ребенка. К таким относятся эмоциональный комфорт, вовлеченность, взаимодействие, мышление и воображение малыша.
Специалисты выявили продуктивность использования инструмента под названием «Профессиональные очки». Это способ наблюдения за ситуацией в детской группе, фокусирующийся на развивающем потенциале действий самого воспитателя и на реакциях детей.
Другой инструмент «Навигатор профессионального действия» позволял педагогам в каждой отдельно взятой ситуации анализировать ее потенциальный развивающий эффект и условия, в которых его необходимо создавать.
Ученые из МГПУ уточнили, что основная идея новых подходов к воспитанию детей в дошкольных учреждениях заключается в использовании перечисленных инструментов для анализа чужих действий и последующее их применение к своим собственным действиям.
В начале осени китайские ученые выяснили, что миф о том, будто единственный ребенок в семье – всегда эгоист, ошибочен. Они провели исследование с участием членов многодетных семей и тех, где родился только первенец.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.