• 01 марта, 2021, 14:04

Британские ученые выяснили, у кого есть врожденная защита от рака

Первооткрывателем стал британский эпидемиолог Ричард Пето.

Британские ученые выяснили, у кого есть врожденная защита от рака
Читайте LIVE24 в:
Как посчитали ученые, от 11% до 25% жителей Земли умирают от рака. Такая статистика характерна в полной мере и для животных. Исключением будут только слоны, землекопы и слепыши. Ученым оставалось только определить, что именно их защищает от этой болезни.

Так, они определили, что у человека в 1000 раз больше клеток, чем у той же мыши, и да и живет он почти в 30 раз дольше. Логично, что и раком он должен болеть чаще.

— Чем клеток больше, тем чаще все они начинают делиться, и тем больше вероятность клеточной ошибки, которая может спровоцировать развитие рака. Тем не менее, риск появления опухоли и у мышей, и у людей — почти одинаковый.

Впервые об этом заявил в 1977 году британский эпидемиолог Ричард Пето. К настоящему времени доподлинно известно, что многие гены, которые отвечают за рост, также могут влиять на развитие онкологических заболеваний.

— Но корреляция между объемами тела и продолжительностью жизни все же существует, — объясняют ученые.

В 2015 году исследователи заявили о том, что и у человека, и у млекопитающего рак напрямую связан с геном TP53, который обеспечивает профилактику опухолевой клеточной трансформации. Во время повреждения ДНК синтезируемый им белок стимулирует процессы репарации генома. В том случае, если подобное не удается, начинается программа самоуничтожения клетки — апоптоз.

Потом исследовательская группа изучила геномы самых близких родственников слонов — мастодонта, мамонта, дамана, ламантина и определила количество копий, которые последовательно увеличиваются в отряде хоботных в соответствии с их «укрупнением». Большая часть выступила в качестве ретрогенов.

— В них вообще не было интронов, — рассказали специалисты. — Обычно ретрогены вообще нефункциональны, но у слонов они отвечали за выявление «неправильных» клеток.

Также оказалось, что белок, который синтезируется противораковыми генами слонов — более качественный.

Американские специалисты Университета Юты выявили, что когда белок, который производится человеческим вариантом TP53 сообщает поврежденным клеткам способность к исправлению — его слоновий аналог дает старт программе апоптоза. При одинаковом уровне в экспериментах ионизирующего излучения слоновьи лимфоциты самоуничтожались в 2 раза интенсивней человеческих.

Что касается слепышей, то, по мнению ученых Института биоорганической химии РАН, слепыши не заболевают раком из-за особенностей иммунитета.

[i]— У них не накапливается крупных популяций «взрослых» Т- и B-клеток, которые отвечают за долгосрочный иммунитет, а также за выработку антител к ранее знакомым патогенам, — объяснили специалисты. — С возрастом у них никак не уменьшается разнообразие и количество «заготовок» иммунных телец. У грызунов даже не вырабатываются сигнальные молекулы, управляющее процессом превращения телец.

Терапевт, профессор и заслуженный деятель науки РФ Аркадий Верткин уверен, что важнее всего ранняя диагностика заболевания. Для того, чтобы во время заметить неполадки с организмом, надо хорошо знать о тех симптомах, которые свидетельствуют о начале развития онкологических процессов.