18 апреля, 2024

Ученые подтвердили потенциально смертельное влияние коронавируса на мозг

18 декабря, 2020, 15:04
Когнитивные нарушения могут проявляться спустя несколько лет.
Патоген коронавируса COVID-19 способен преодолевать гематоэнцефалический (между кровеносной и нервной системой) барьер, таким образом, может проникать в головной мозг. Результаты научного исследования, проведенного учеными из США, размещены в журнале Nature Neuroscience.

Специалисты из вашингтонской Медицинской школы и Гериатрического научно-образовательного и клинического центра ветеранов Системы здравоохранения Пьюджет-Саунд в рамках эксперимента смогли обнаружить, что белок-шип SARS-CoV-2 преодолевает гематоэнцефалический барьер у грызунов. По мнению авторов исследования, это доказывает возможность поражения мозга коронавирусом.

«Связывающие белки, — дополнил руководителя исследования профессора Уильяма Бэнкса, — такие, как S1, обычно сами по себе токсичны для мозга, поскольку они отделяются от вируса, заставляют мозг выделять цитокины и вызывают воспаление».

Воспалительные процессы из-за коронавируса ученые обозначают термином «цитокиновый шторм». Ответная реакция иммунной системы на патоген очень сильная, поэтому возникают когнитивные нарушения.

В рамках научной работы исследователи опередили схожесть в действии спайкового белка COVID-19 и белка gp120 в ВИЧ-1, которые относятся к гликопротеинам.

По мнению специалистов, проникновение происходит через обонятельные луковицы. Это и поражение легких обуславливает осложнения с дыханием коронавирусных больных.

Исследование гематоэнцефалического барьера проходили и ранее. Специалисты изучали его при Альцгеймере, ожирении, сахарном диабете, вирусе иммунодефицита человека и других инфекциях. На основании этого ученые предупреждают, что не стоит воспринимать заболевание легкомысленно, так как осложнения могут проявиться спустя несколько лет.

Ранее LIVE24 сообщало, что вакцины от COVID-19 назвали главным научным прорывом года. По словам ученых, для науки этот случай является исторически значимым.