04 сентября, 2020, 10:34
Обновлено 10:34

Ученые заявили, что высокий уровень антибиотиков в реках подвергает опасности миллионы людей

Со временем у человечества может выработаться устойчивость к этим препаратам.

Андрей Гольев
Высокий уровень антибиотиков в реках подвергают риску миллионы жизней, повышая устойчивость к этим препаратам, пишет Daily Mail со ссылкой на проведенное учеными из Эксетерского университета исследование.

Порядка 70% антибиотиков, которые принимают люди, попадают в окружающую среду через смытые отходы и выброшенные упаковки от лекарств. Препараты начинают взаимодействовать с бактериями, обитающими в реках, вызывая у них развитие резистентности. А это в свою очередь чревато тем, что резистентность перейдет к бактериям, связанным с человеком, и в итоге уменьшит устойчивость к антибиотикам.

По оценкам ученых, к 2050 году порядка 10 миллионов смертей в год могут быть вызваны тем, что антибиотики перестанут быть эффективными при лечении распространенных заболеваний.

Исследователи отметили, что нынешний порог содержания антибиотиков в окружающей среде слишком высокий. По их словам, этот уровень необходимо снизить, «чтобы замедлить рост устойчивости к антибиотикам, которая угрожает человечеству».

На сайте NHS сообщается, что чрезмерное использование антибиотиков сделало их менее эффективными, а это в свою очередь привело к появлению «супербактерий». В итоге Национальная служба здравоохранения перестала назначать препараты для лечения обычных заболеваний, таких как инфекция грудной клетки, ушные инфекции у детей и ангина.

Доктор Изабель Стэнтон (Isobel Stanton) из Эксетерского университета заявила, что устойчивость к антибиотикам является угрозой для жизней миллионов граждан по всему миру.

«В то время как большое внимание сосредоточено на сокращении использования в клинических условиях, нам также необходимо срочно обуздать эволюцию и передачу бактерий, устойчивых к антибиотикам, через естественную среду», — пояснила Стэнтон.

Исследования показывают, что предлагаемые пороговые значения все еще могут быть слишком высокими и не полностью устраняют риск, связанный с присутствием антибиотиков в реках.

Ученые провели эксперименты по тестированию пяти антибиотиков, сгруппированных в три широко используемых класса — макролид, фторхинолон и тетрациклин. Они проверили самые низкие концентрации, при которых устойчивость к антибиотикам развивалась в сложных сообществах бактерий, присутствующих в сточных водах.

Было установлено, что концентрация фторхинолонов, сходная с концентрациями, обнаруженными в окружающей среде, действительно приводит к повышению устойчивости к антибиотикам, но макролиды этого не делают. Это подтверждает необходимость установления определенных пороговых значений для каждого типа антибиотика.

Специалисты отметили, что устойчивые бактерии сохраняются в воде в концентрациях ниже текущего порога, используемого для определения стратегии смягчения последствий.

Профессор Уилл Гэйз (Will Gaze) из Университета Эксетера рассказал, что проведенное исследование помогло расширить понимание того, в какой степени водная среда способствует распространению устойчивости к антибиотикам у людей.

«Теперь нам нужно гарантировать, что сточные воды содержат безопасное количество антибиотиков, чтобы замедлить рост устойчивости к антибиотикам, которая угрожает людям», — заключил Гэйз.

Ранее LIVE24 сообщало, что ученые провели новое исследование коронавирусной инфекции и выяснили, как патоген ведет себя, находясь в организме ребенка. Оказалось, что у детей могут вырабатываться антитела, но частицы самой инфекции при этом остаются. Они не причиняют вреда ребенку, но могут повлиять на здоровье окружающих.