Skip to main content
25 апреля, 2024
$ 92.51
98.91

Почему нельзя доверять фильму «А зори здесь тихие»

26 ноября, 2021, 18:28

Бег времени озаряет золотом закатных лучей все без разбору – даже гильотину. Сладкая отрава ностальгии и вовсе способна на совершенную подмену понятий – во всяком случае пропагандисты и рядовые охотники до быстрой славы активно эту опцию используют.

© pexels.com

Наряду с этим достаточно популярно мнение о том, что некоторые истории хороши настолько в своей формальной гармонии, что становится не важно, правда это, или нет.

Но журналист Сергей Варшавчик считает иначе.

Во всяком случае, когда речь идет о таких важных темах, какой в полной мере является тема Великой Отечественной войны для нашей Родины.

Своим мнением по поводу жертв, которые часто приносятся в угоду красоте художественного вымысла, он поделился в своей авторской колонке для наших коллег из популярного издания «Газета. RU».

 – Я, например, очень остро чувствую фальшь в любых произведениях о войне, – пояснил он. – Вот взять хотя бы знаменитую повесть Бориса Васильева – «А зори здесь тихие». В 1972 году режиссер Станислав Ростоцкий даже снял одноименный фильм. Я стал разбираться и выяснил, что данная повесть – вымысел, основанный на реальном эпизоде. Тогда 7 бойцов, которые служили после ранения на одной из узловых станций на Кировской железной дороге, разгромили немецких диверсантов, которые пытались взорвать участок пути. Только командир-сержант остался в живых – после войны ему вручили медаль «За боевые заслуги».

Далее автор сообщает, что ничего эксклюзивного в таком сюжете не было, и у Васильева работа встала.

– Потом он вдруг и сообразил – а что, если у главного героя в подчинении будут не надоевшие мужики, а молоденькие девчонки, – рассказывает Варшавчик. –  И все! Сразу выстроился сюжет, повесть выстроилась! Кому труднее всего на войне? Женщинам. Кому интересны обычные солдаты? Другое дело – красивые девчонки. Которые в бане моются.

Журналист отдает должное точности расчета Васильева. Он добавляет, что Ростоцкий, снимавший фильм, сам – фронтовик. Да еще и тот, который был спасен медсестрой. Ей он и посвятил культовую картину.

– Поэтому мне куда больше по душе художественный фильм «В небе «ночные ведьмы», – признается автор. – Он был снят в 1981 году о девушках из 46-го гвардейского ночного бомбардировочного авиационного полка. И снимала его их однополчанка, Герой Советского Союза – Евгения Жигуленко. Именно эта лента – о реальных героинях кровавой войны, летавших в скромных ПО-2 без вооружения, без парашютов, которые, тем не менее, совершили сотни боевых вылетов.

Журналист подчеркивает, что очень высоко ценит повести и рассказы Василя Быкова о пехотинцах и об артиллеристах. По ним тоже сняты фильмы – «Долгие версты войны», «Его батальон», «Третья ракета», «Дожить до рассвета», и многие другие.

– К его же партизанским произведениям я равнодушен, – тут же продолжает журналист. – А ведь по его повести «Сотников» режиссер Лариса Шепитько создала одну из самых пронзительных картин о войне — «Восхождение». Но, понимаете, не верю. Сам Быков воевал в качестве командира взвода полковой, а потом – армейской артиллерии. Он не был в партизанах, он этого не пережил, и это очень ощущается. Вот если вы хотите почитать что-то о народных мстителей, то рекомендую «Люди с чистой совестью» Героя Советского Союза генерала Петра Вершигоры. Он – просто потрясающий. Режиссер, военный корреспондент, фотограф, ставший разведчиком.

Вершигора после ранения Сидора Ковпака в 1943 году стал во главе самого крупного советского партизанского рейдового отряда.

– В его произведении нет никакого надрыва, нет тоски, а сама книга читается как увлекательный боевик, и все это – без потери строгой документальности, – пишет Варшавчик.  

Также автор высоко оценил и произведение, с которого «началась вся отечественная лейтенантская проза»«В окопах Сталинграда».

– Автору, который за те бои получил очень ценимую на фронте медаль «За отвагу», веришь с первых строк, – продолжает он. – Проза капитана-сапера Виктора Некрасова резонирует с «Севастопольскими рассказами» поручика артиллерии Льва Толстого. Чувствуешь тот же тон бойца переднего края, рассказывающего о самом тяжелом и страшном доступно и просто. Дело в том, что на войне человек раскрывается на 100%, там столько всего происходит, что ни одна писательская фантазия не угонится.

Журналист добавляет, что именно поэтому очень интересно читать документальные повести Александра Бека – «День командира дивизии», «Волоколамское шоссе».

– Они – о героях битвы за Москву: старшем лейтенанте Баурджане Момыш-Улы и генерале Афанасии Белобородове, – поясняет Варшавчик. – Образ последнего в экранизации 1983 года прекрасно воплотил Валерий Цветков. Все это – история об умных, самобытных людях, для которых война – не «ура» с шашкой на голо, а умение думать. И за противника – в том числе. Очень отрадно, что в нынешних Вооруженных силах страны всесторонне изучают их ценный боевой опыт. В тех же военных академиях.

Варшавичик назвали похожей ситуацию и с Константином Симоновым и его культовой трилогией «Живые и мертвые».

– Вот там, где сам писатель был и сам все видел воочию – читается очень убедительно и достоверно, – рассказал журналист. – Например, визит главного героя, военного корреспондента Ивана Синцова  комбрига Серпилина, в полку которого за один день в июле 1941-го смогли подбить 39 немецких танков и бронемашин.

Журналист пояснил, что данный эпизод основан на фронтовом дневнике Симонова, а прообразом самого Серпилина (которого в одноименном фильме Алексея Столпера сыграл фронтовик Анатолий Папанов) стал погибший в тех сражениях полковник Семен Кутепов.

– Но вот дальше уже – скучнее, – констатирует Варшавчик. – Так как сам Симонов не участвовал в боях – ну не дело это для корреспондента – его описания боевых действий с участием Синцов – очень схематичные.

По мнению журналиста «Солдатами не рождаются» еще слабее «Живых и мертвых», в то время как  «Последнее лето» хуже второй книги.

– И даже это легко объясняется, – заверяет Варшавчик. –  Симонов потом все реже выезжал на фронт, что не могло не сказаться на его прозе.

Что касается современных картин, то из последних лент автор отметил работу якутских кинематографистов «Рядовой Чээрин», созданную по мотивам повести писателя-фронтовика Тимофея Сметанина.

– Бюджет фильма – очень скромный, всего лишь в 5,5 миллиона рублей, – резюмировал Варшавчик. – Это такой кинорассказ о фронтовой повседневности снайпера-якута и его однополчан. Вышло очень достоверно, на мой взгляд. И очень убедительно.

В заключение журналист подчеркнул, что фронтовикам есть что передать потомкам. А потомки должны отличать вымысел от реальности.

Зрители же составили собственный рейтинг любимых фильмов о войне.



";