Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 100.6
106.0

Названы неожиданные факты о шедеврах Третьяковской галереи

22 мая, 2020, 18:31
Хладнокровно взирать на экстраординарное и изумляться при виде обычного способны немногие, большинство предпочитает не терзаться всуе, а потому упускает из виду главное – квинтэссенцию прекрасного, чем и являются произведения искусства, дошедшие до нас благодаря незаметному труду искусствоведов и музейных хранителей.

Накануне дня рождения одного из самых масштабных мировых бастионов культуры – Третьяковской галереи – журналисты решили помочь читателям по-новому взглянуть на то, что в повседневной суете воспринимается скорее как часть безмолвных будничных декораций, нежели чудо.

Наши коллеги из «Слово и Дело» побеседовали с теми, кто знает правду о том, что мы давно привыкли считать хорошо знакомым, а потому – рядовым. О шедеврах русской классической живописи, конечно.

Хорошо известная нам по форзацам учебников литературы картина «Всадница», те самые «мишки», более грозные «Богатыри», символизирующие долгожданную сладость, в виде шоколадных конфет «с вафелькой», и многое другое – все эти живописные символы детства и нашего великого культурного наследия стали предметом внимания историков и журналистов.

Картина Ивана Шишкина «Утро в сосновом лесу» хорошо знакома не только поклонникам живописи, но и сладкоежкам – именно она изображена на этикетке шоколадных конфет «Мишка косолапый». Однако, мало кто знает, что легендарный пейзажист во время работы над шедевром на том и «погорел». Шишкина не зря называли «певцом русского леса», потому что кроме безмолвной тихой красоты русской флоры его душу мало что трогало. Подвижных и игривых медведей гениальный художник рисовать не мог. Его, как и полагается по негласным законам всемирного братства живописцев, выручил близкий друг – художник Савицкий.

Картины Виктора Васнецова знают даже те, кто не рассматривал ни форзацев учебников, ни фантиков от конфет – произведением «Иван царевич на сером волке» художника было проиллюстрировано чуть ли не каждое второе издания русских сказок. Также он иллюстрировал сказки «Конек-Горбунок» и «Жар-птица». В Третьяковке находится картина «Иван царевич на сером волке».

Что касается картины Ивана Крамского «Неизвестная», то этот томный волоокий взор также знают многие – загадочную высокомерную брюнетку можно видеть не только на коробках с конфетами, но и на календарях, пазлах и полиэтиленовых пакетах. Самые отважные заказывают копии репродукции, заводят их в резные рамы и делают частью интерьера. О том, кто именно изображен на картине, искусствоведы спорят до сих пор. Особо романтичные искусствоведы говорят о том, что Крамской вдохновился образом Анны Карениной из одноименного романа Толстого. Однако, существует и более циничная версия. Так как картина относится ко времени, предполагающем определенные правила для поездок в экипажах, касающиеся молодых особ, вывод о том, кто именно взирает на нас с полотна Ивана Николаевича, можно сделать однозначный. Исследователи творчества художника заявляют о том, что он изобразил даму легкого поведения – ибо не могла по правилам этикета приличная молодая девушка разъезжать по улицам в гордом одиночестве.

Картина Ярошенко «Студент» стала олицетворением всего темного, противоречивого, но содержательного, что отличает «загадочную русскую душу». Неудивительно, что именно это произведение стало лучшей иллюстрацией для произведения Федора Достоевского «Преступление и наказание». Считается, что лишь Ярошенко наиболее полно удалось передать многогранный образ главного героя романа – Родиона Раскольникова.