Skip to main content
22 ноября, 2024
$ 102.5
107.4

В РСПП озвучили главные риски всемирной налоговой реформы для России

25 ноября, 2021, 7:59
© pixabay.com

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), который представляет интересы преимущественно крупного бизнеса в нашей стране, провел анализ рисков, созданных для российских компаний и государственного бюджета присоединением к глобальной реформе корпоративного налогообложения под эгидой Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и «Двадцатки» (G20). Преподнесенная как «историческая», данная реформа была запущена еще этим летом и предусматривает, в частности, введение минимального эффективного налога на глобальные прибыли транснациональных компаний в размере 15% с 2023 года, пишет РБК.

Обложение прибыли новым единым налогом в размере 15% затронет большую часть крупных отечественных корпораций, отметил близкий к РСПП источник, так как налог будет применяться к группам с выручкой от 750 миллионов евро (например, у НЛМК выручка за прошлый год превысила 9 миллиардов долларов, а у Evraz – почти 9,8 миллиарда долларов и т.д.).

Россия изначально присоединилась к планам глобальной налоговой реформы и на данный момент располагается среди 137 подписантов этого плана. Комитет РСПП по налоговым рискам под председательством бенефициара НЛМК Владимира Лисина в том числе проводил анализ возможности отказа РФ от участия в реформе, но решил, что это не будет иметь смысла. Независимо от участия в глобальной реформе российские группы все равно попадут под ее действие в других государствах своего присутствия (в том числе на уровне зарубежных холдингов). В итоге наша страна не сможет защитить интересы своего бизнеса, если откажется от участия в реформе, подчеркивается в проекте позиции налогового комитета по результатам анализа.

В числе главных рисков, которые беспокоят российский бизнес, в РСПП называют тот факт, что реформа угрожает существующим на данный момент льготным налоговым режимам в РФ, таким как СПИК (специальные инвестиционные контракты) или ОЭЗ (режим особых экономических зон). При этом данная угроза не прямая, отмечают специалисты Deloitte. По их словам, глобальный минимальный налог сам по себе не запрещает налоговые льготы, которые предоставляются по праву домашней страны. Но согласно предлагаемым правилам ОЭСР/G20, если в государстве нахождения материнской компании (например, в РФ) прибыль эффективно облагается по ставке ниже 15%, то другие юрисдикции присутствия группы в праве добрать недоплаченный дома налог.

Вероятно, определенные налоговые льготы были отменены юрисдикциями, так как они частично утратят смысл, полагают эксперты Deloitte. Льготные режимы налогообложения со ставками налога менее 15% в принципе могут быть отменены, что ставит под угрозу инвестиционные проекты, которые не получится реализовать без государственной поддержки, подчеркнули в комитете РСПП по налогам.

В этом году общий объем «налоговых расходов», по данным Минфина РФ, превысил 6,6 триллиона рублей, хотя конкретно по налогу на прибыль такие льготы составляют лишь 232 миллиарда рублей. Если какие-то из льготных режимов будут ликвидированы из-за реформы ОЭСР, государству, вероятно, нужно будет готовить альтернативные механизмы господдержки инвестиций, например, субсидии. В противном случае негативным последствием для страны, вероятно, станет срыв инвестиционных проектов, а также еще одна волна недоверия инвесторов к стабильности инвестиционного климата.

Ранее пандемия коронавируса в России убила бизнес, связанный с общепитом и торговлей. В качестве свидетельства выступает глобальная распродажа. Представители отрасли предлагают стулья из кофеен, холодильное и прочее оборудование вплоть до целых магазинов буквально за копейки. Это значит, что они не собираются возвращаться на рынок.