Skip to main content
25 апреля, 2024
$ 92.51
98.91

В ФССП объяснили, как нужно трактовать спорные аспекты закона о взыскании коллекторами долгов с физлиц

23 декабря, 2021, 7:56

Федеральная служба судебных приставов (ФССП) рассказала, как должны трактоваться спорные аспекты закона о взыскании долгов с физлиц. Приставы опубликовали проект рекомендаций, в котором подробно описали разные практики взаимодействия коллекторов с заемщиками и дали оценки, какие поступки взыскателей можно расценивать как нарушение закона. Об этом сообщает РБК.

© pixabay.com

В документе ФССП отмечается, что до начала лета 2021 года дела о нарушениях при взыскании долгов рассматривались лишь судами. В связи с тем, что приставы получили новые полномочия в этом году, служба решила сделать практику рассмотрения дел более единообразной, а также донести это до своих сотрудников во всех регионах России.

Так, с 1 июля 2021 года в РФ ужесточились правила взаимодействия взыскателей с лицами, которые каким-либо образом связаны с должниками, то есть с родственниками, сожителями или, к примеру, с соседями. Контактировать с 3-м лицом приставам разрешается лишь при одновременном соблюдении нескольких условий — наличия письменного согласия на это от должника, а также от самого 3-го лица. В новых рекомендациях ФССП говорится, что коллекторам теперь разрешено беспокоиться о согласиях, только в том случае, если кредитный договор заключался с заемщиком после 1 июля 2021 года. Новые правила не распространяются на старые долги россиян.

Еще приставы отметили разницу между «телефонными переговорами», «телефонными звонками» и «попытками дозвона». В рекомендациях подчеркивается, что закон не дает понимания, какой продолжительности должен быть звонок должнику, чтобы считать его состоявшимся и применять ограничения на количество вызовов за сутки. В ФССП предложили учитывать лишь «успешное телефонное соединение», которое длилось дольше 1-2 секунд, когда у должника была возможность получить информацию о собеседнике-взыскателе. Однако если заемщик положил трубку, то звонок все равно должен считаться состоявшимся, так как «за должником необходимо сохранять право не поддерживать диалог с кредитором». ФССП также подчеркнули, что использование коллекторами автодозвона будет расценено как психологическое давление на человека и нарушение законодательства.

Кроме того, в рекомендациях ФСПП особое внимание уделяется проблеме использования взыскателями роботов-коллекторов и «автоинформаторов». На данный момент в законе о списании долгов с физлиц нет такого понятия, и нет ясности, считать ли звонки, сделанные роботами, проведением полноценных телефонных переговоров или только голосовыми сообщениями, так как их можно направлять чаще. В связи с тем, что современные роботы знают различные сценарии диалога, их общение с россиянами должно быть приравнено к телефонным разговорам.

На данный момент при возникновении задолженности у заемщика по закону кредитор может самостоятельно взыскивать деньги, поручить это коллекторам по агентской схеме или продать им права требования по долгу, то есть заключить сделку цессии. В течение 30 рабочих дней заемщика должны уведомить, что с ним теперь работают профессиональные взыскатели. Кредиторы или коллекторы могут контактировать с самим заемщиком, а также 3-ми лицами, но только если на это есть их согласие и согласие должника. Еще контакт может быть установлен с адвокатом клиента.

Непосредственным взаимодействием с должником расцениваются личные встречи (не чаще одного раза в неделю) и телефонные переговоры (не более одного раза в сутки, двух раз в неделю и восьми раз в месяц). В два раза чаще взыскатели могут отправлять заемщикам текстовые или голосовые сообщения. Законодательство запрещает беспокоить должников в темное время суток, а также оказывать на них психологическое давление или вводить их в заблуждение.

Ранее глава партии «Справедливая Россия — За Правду» Сергей Миронов заявил, что на территории РФ нужно ввести запрет на работу коллекторских агентств, так как они угрожают национальной безопасности страны.



";