У Евросоюза и «Газпрома» совпали интересы в отношении российского газа
В последнее время напряжение на глобальном газовом рынке немного снизилось, а цены в Азии уже откатились от рекордных значений, хотя до сих пор остаются на уровне 800 долларов за 1 тысячу кубометров, что примерно вдвое выше былой «нормы». Здесь влияет сразу несколько факторов. Во-первых, ушел спрос на отопление, а жара еще не наступила, то есть дополнительного спроса на кондиционирование нет, значит, на электроэнергию и газ тоже. Во-вторых, снижается импорт сжиженного природного газа (СПГ) Китаем из-за новых локдаунов, введенных в связи с вспышкой коронавируса. К тому же не стоит забывать, что наша страна наращивает экспорт трубопроводного газа в КНР, что в свою очередь уменьшает при прочих равных спрос на СПГ. Теперь Япония, которая в 2021 году уступила Китаю звание крупнейшего импортера СПГ, снова является лидером. Конечно же, по итогам 2022-го все может поменяться, но текущая ситуация именно такая.
При этом в континентальной Европе цены остаются высокими (1-1,2 тысячи долларов за 1 тысячу кубометров). Это связано как с относительно небольшим потоком газа из РФ, так и с риском того, что напряжение в газовых отношениях будут расти, считает обозреватель РИА Новости Александр Собко.
На этом фоне любопытно, что газ в Великобритании гораздо дешевле, чем в Евросоюзе: разница в цене составляет порядка 500 долларов за 1 тысячу кубометров. Это отклонение от нормы очень нетипично, традиционно цены на голубое топливо в Соединенном Королевстве почти не отличаются от стоимости газа в Евросоюзе. Почему так происходит? В Великобритании мощности терминалов по приему сжиженного природного газа избыточны и составляют 50 млрд кубометров в год при годовом потреблении газа в 80 млрд. Однако необходимый годовой импорт СПГ гораздо ниже, так как еще есть собственная добыча и большие поставки из Норвегии. Конечно же, можно было бы воспользоваться ситуацией и закачать этот «лишний» газ в хранилища. Но в стране объем ПХГ маленький, а заполненность уже составляет 90%. С континентальной Европой Великобритания связана двумя газопроводами, общая мощность которых равна почти 30 млрд кубометров экспорта в сторону Европейского союза, но и они сейчас работают на пределе. В итоге можно наблюдать такой интересный ценовой парадокс, когда избыток импорта сжиженного природного газа в Великобритании не может добраться до континентального европейского рынка.
Эта история интересна еще и тем, что показывает следующий сюжет: в полной мере действующими мощностями СПГ-терминалов в Европе не получается воспользоваться в связи с подобными ограничениями. Несмотря на все успехи по интеграции газотранспортных систем, «бутылочные горлышки» остаются.
Британский сюжет, конечно же, самый показательный, однако есть ограничения на переток от регазификационных терминалов Испании к регионам спроса и некоторые другие. На данный момент СПГ-терминалы Евросоюза импортируют порядка 150 млрд кубометров СПГ в год, что очень близко к пределу их возможностей. С учетом того, что «норма» импорта сжиженного природного газа в Евросоюзе составляет примерно 75 млрд кубов в год, получается, что заместить газ из России на СПГ получится на 75 млрд кубометров. Это весьма грубый подсчет, от года к году возможны колебания, но общую картину он все равно показывает.
Однако решение Евросоюз уже принял: постепенно достроить и поставить дополнительные терминалы по приему и регазификации СПГ. Но на это нужно время, строительство потребует пару лет. Чуть проще использовать плавучие терминалы по регазификации – FSRU. Что это такое? Если говорить просто, то это обычный СПГ-танкер со встроенной установкой по переводу сжиженного газа в газообразное состояние. Именно такой вариант несколько лет назад приобрела Литва. Подобный есть и в России — в случае необходимости газоснабжение Калининградской области переведут на сжиженный природный газ, а осуществлять его будет плавучий терминал регазификации, который называется «Маршал Василевский».
Для нашей страны важно, что, скорее всего, объемы FSRU подключат к сухопутным коридорам по Германии российских «Северных потоков», что сильно усложнит одновременное их использование, если того потребует ситуация. На данный момент «Северный поток — 1» работает на максимум лишь из-за того, что можно частично использовать построенную сухопутную инфраструктуру от «Северного потока — 2». Часть мощности сухопутного продолжения отобрана — по правилам Третьего энергопакета — для пока что гипотетических поставок третьих сторон.
На этом фоне Россия демонстративно не стремится наращивать объем экспорта. Недавние санкции против компании — владельца польского участка газопровода значат, что госкорпорация «Газпром» теперь в принципе не может прокачивать топливо по газопроводу «Ямал — Европа». Конечно, это было осознанное решение по уменьшению возможных маршрутов экспорта. Вдобавок Польша теперь не сможет забирать наш газ по виртуальному реверсу из данной трубы, ей необходимо будет делать это реальным реверсом со стороны Германии — соответственно, переплачивая. Одновременно снизились объемы, прокачиваемые через Украину, потому что «Нафтогаз» не будет принимать газ на точке сдачи «Сохрановка», подчеркнув, что теперь не имеет над ней контроля. Остались объемы, которые идут через станцию «Суджа».
Интересно, что недавно активно обсуждалось, как украинский и польский транзит станут конкурировать друг с другом после того, как Россия запустит «Северный поток — 2». Однако сейчас перспективы данного газопровода весьма туманны, и на этом фоне у РФ заблокирован транзит через Польшу, а транзит через Украину осуществляется в смешных объемах, если сравнить их с прежними временами.
В результате, если говорить о поставках в Европу (без Турции), то у России остается работающий на максимуме «Северный поток — 1» (55 млрд кубометров в год), остаточные объемы через Незалежную, а также вторая, европейская ветка «Турецкого потока». Но в силу ограниченного количества потребителей реальная поставка по ней, вероятнее всего, окажется чуть меньше мощности в 15,75 млрд кубометров. Экспорт в сумме уже сильно меньше 100 млрд кубометров в годовом исчислении, и, судя по тенденциям, эти объемы не вырастут.
Примечательно, что интересы Евросоюза и «Газпрома» сошлись. С одной стороны, Европа хочет отказаться в меру возможностей от газа из России. Но, с другой стороны, и «Газпром» не планирует сохранить максимум экспорта, понимая, что оставшиеся объемы оказываются критичны для Европейского союза, а чрезмерно высокий уровень экспорта из РФ позволит Европе быстрее наполнить свои хранилища, следовательно, усилить переговорные позиции.
Ранее премьер-министр Италии Марио Драги заявил, что Германия уже оплатила поставки газа из России по предложенной Москвой схеме. Немецкая газовая компания VNG собирается переводить Газпромбанку евро для дальнейшей конвертации в рубли и оплаты голубого топлива.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.