Skip to main content
25 апреля, 2024
$ 92.13
98.71

Национальная система квотирования углеродных выбросов будет стоить ТЭКу дороже европейской

08 июня, 2021, 11:16
Аналитики предложили несколько вариантов решения этой проблемы.
© pixabay.com

Аналитики считают, что общие потери в нефтегазохимии в год могут составить 0,05–0,29 миллиардов евро. Резолюцию о введении углеродного налога Европарламент принял в марте этого года. Ставка должна будет рассчитываться на базе европейской системы торговли квотами (EU ETS), которая была введена в 2005 году. До 2012 года более 90% квот по компаниям распределялись бесплатно, но после решили ввести продуктовые бенчмарки, которые учитывают объем выбросов углекислого газа на тонну продукции, рассчитанные по 10% эффективнее всего функционирующих предприятий в отрасли.

В этом году EU ETS перешла в четвертую фазу, предполагающую введение аукционной модели с ежегодным снижением предельного уровня выбросов на 2,2%. Вдобавок не учитываются «оффсеты» — сертификаты о происхождении электроэнергии. Поэтому российские низкоуглеродные сертификаты могут не учесть при формировании косвенных выбросов. Они должны являться отдельным пунктом переговоров с партнерами из Европы. Цена квоты внутри системы, которая долго не превышала 10 евро за тонну CO2-эквивалента, в ближайшее десятилетие, по разным оценкам, составит от 32 до 89 евро.

Прямые и косвенные выбросы, а также выбросы при использовании продукции в РФ аналитики оценили в 3,1 миллиарда тонн СО2-эквивалента, а из них более половины (54%) приходится на экспортируемую продукцию.

В исследовании также рассматривается ряд вариантов снижения платежей. Одним из таких является запуск собственной системы торговли квотами, которая копирует EU ETS. Однако общая нагрузка на предпринимательскую деятельность от введения данной системы будет несопоставима с экономией на платежах ТУР.

По словам экспертов, суммарный платеж от отраслей ТЭКа составит от 14,6 до 18 миллиардов евро в год, из которых 74–90% придется на электроэнергетику. Исходя из параметров экспорта в Евросоюз, которые были в период с 2015 по 2020 годы на уровне 6–13 млрд кВт•ч в год, фирмы могут заплатить 80–180 миллионов евро в год.

Если случится так, что удастся запустить собственную систему при цене 40 евро за тонну СО2-эквивалента, то общий платеж вырастет на 13,3 миллиарда евро, повысив при этом средние цены на электричество для бизнеса на 30–40%. Нужно понимать, что такая оценка включает лишь выбросы при производстве электроэнергии в ценовых зонах оптового рынка.

Российские НПЗ от введения нацсистемы торговли квотами могут понести убытки на сумму от 0,51 до 2,37 миллиарда евро, а нефтегазохимические компании — от 0,66 до 2,29 миллиарда евро. Самым уязвимым является производство аммиака, так как его экспортируют в больших объемах. Возможным решением, по мнению аналитиков, может быть производство азотных удобрений, которые не облагаются платой в рамках EU ETS.

Управляющий директор Vygon Consulting Григорий Выгон считает, что для эффективной адаптации РФ к глобальному тренду декарбонизации придется повышать качество оценок углеродного следа. Чтобы свести к минимуму риски введения ТУР, потребуется не только стимулировать климатические проекты, но и разработать методики по оценке эффективности «оффсетов».

Директор группы операционных рисков и устойчивого развития KPMG в России и СНГ Владимир Лукин в свою очередь добавил, что главным риском введения ТУР для крупных компаний из России является не финансовая нагрузка, а «поспешные действия российского правительства», которые могут принять в регуляторной среде, если копировать методы и подходы, применяемые в Евросоюзе. По его словам, сама система должна обеспечивать мониторинг и методическое обеспечение учета выбросов парниковых газов. К тому же необходима поддержка инициатив, которые предлагает бизнес, а также создание благоприятных условий для их реализации.

Ранее компания EY составила рейтинг наиболее привлекательных для иностранных инвестиций стран Европы. Россия заняла 11 место в этом списке. Так, в течение 2020 года 141 проект, реализуемый на территории РФ, финансировался за счет зарубежных компаний. Однако по сравнению с 2019 годом объем прямых иностранных инвестиций (ПИИ) снизился на 26%.



";