Skip to main content
20 апреля, 2024
$ 93.44
99.58

Вбросы СМИ против реформы школьного питания выгодны пищевым картелям Петербурга

26 мая, 2021, 21:36
25 мая в интернет-издании «Фонтанка» вышел материал журналиста Александра Ермакова, посвященный петербургскому рынку школьного питания.
© pixabay.com

Отметим, что в открытом доступе пока что проекта нет. По версии Ермакова, в проекте реформы якобы имеется пункт про передачу права ведения торгов на организацию питания в школах города Комитету по госзакупкам. Также проект якобы предполагает увеличение лотов с 40 миллионов до примерно 140-200 миллионов рублей.

Журналист утверждает, что в такой ситуации многие комбинаты якобы не смогут в принципе принимать участие в торгах. Однако давайте разберемся, что не так c выводами в статье Ермакова.

Согласно условиям торгов, пишет журналист, которые теперь будет проводить комитет по госзакупкам (КГЗ), у участников за плечами должен быть опыт исполнения государственного контракта, сумма которого составляет не менее 20% от начальной цены лота. Например, если лот составляет 140 миллионов рублей (а входить в него могут несколько контактов), то участник конкурса должен иметь в своем активе исполненный контракт на сумму не менее 28 млн рублей. При этом стоимость одного контракта на поставку питания в учебные заведения Петербурга в среднем составляет сейчас около 10-15 миллионов рублей. Получается, что комбинаты школьного питания попросту не смогут принять участие в аукционах по новой схеме. Ермаков пришел к выводу, что из-за этого рынок ждет передел.

С прошлого лета КГЗ и правда провел несколько тендеров по такой схеме. Например, в минувшем декабре было выставлено два лота контрактов с учебными заведениями, Приморского района, каждый из которых оценивался в сумму более 200 миллионов рублей. Получается, что каждый из потенциальных участников должен был ранее исполнить контракт на сумму свыше 40 миллионов рублей. Однако данные тендеры отменила Федеральная антимонопольная служба, о чем писало само издание.

ФАС установила, что средняя стоимость каждого отдельного контракта в данных лотах составляла около 18 миллионов рублей. Федеральный закон 135 «О защите конкуренции» гласит, что порог 20% не может превышать эту сумму. Антимонопольщики признали укрупнение данных лотов неоправданными и постановили отменить их.

Другими словами, КГЗ должен раздробить лоты, чтобы их двадцатипроцентная стоимость не была выше средней стоимости каждого отдельного контракта. Для школ Приморского района – это 18 миллионов рублей. В таком случае начальная стоимость лотов должна составлять не более 90 миллионов рублей.

Александр Жемякин, возглавляющий комитет по госзаказу, подтвердил, что схему по сверхукрупнению лотов использовать невозможно. В апреле он дал интервью изданию «Деловой Петербург», в котором подчеркнул, что в ведомстве считают практику укрупнения лотов целесообразной. Дело в том, что она помогает городу экономить средства, так как участники торгов охотнее идут на снижение начальной максимальной цены контракта.

«Ведь одно дело, когда организуется несколько закупок по 1 млн рублей каждая, и другое, когда одна на 100 млн. В этом случае может быть более серьёзное снижение цены, ведь маржа поставщика совершенно другая. И вот вопрос организации таких совместных закупок требует, несомненно, доработки», – отметил Жемякин.

При этом применить данную схему затруднительно по причинам, которые указала ФАС. Жемякин считает, что Госдума и Министерство финансов должны пересмотреть действующее законодательство. Он предложил при проведении аукционов брать в расчет стоимость всех выполненных контрактов, что позволит формировать крупные лоты. Это выгодно как заказчику, так и исполнителю.

«Например, поставщик мог выполнить работу по 100 контрактам на сумму 1 млн рублей каждый. Казалось бы, совокупный опыт у него на 100 млн, однако нет. Действующее законодательство позволяет зачесть только один контракт, и такой вроде бы опытный поставщик исчезает из числа участников закупки. Вместо него приходят совершенно другие, что явно ограничивает конкуренцию», – рассказал Жемякин.

Предложение Жемякина и решение ФАС основано на федеральном законодательстве. Получается, что версия Ерамкова о реформе рынка социального питания с укрупнением лотов до 200 миллионов рублей и выше как минимум на полгода устарела. При нынешнем федеральном законодательстве это попросту невозможно. Данную реформу возможно воплотить в жизнь лишь при изменении закона, названного главой КГЗ. Другим словами, некие «данные «Фoнтанки», о которых заявил Ермаков, являются фейком, который направлен против Барабанщикова.

Подчеркнем, что «Фoнтанка» и раньше осуществляла информационные атаки на главу УСП. В начале 2021 года издание опубликовало материал, критикующий Единый стандарт питания Санкт-Петербурга, который разработали эксперты Управления соцпитания. Однако критика создавалась на основе перевирания и искажения тезисов документа. Например, «Фoнтанка» писала о запрещенных для питания школьников продуктов, как о разрешенных, и наоборот.

На протяжении последних месяцев издание пытается приписать Барабанщикову покровительство разным поставщикам. В каждом материале о школьном питании издание пишет о связи УСП с петербургским комбинатом «КСП Красносельского района». В публикациях говорится, что реформа рынка социального питания продвигается исключительно в интересах данного предприятия. При этом годом ранее «Фoнтанка» писала, что УСП якобы содействует частным комбинатам, а интересы городских ущемляет.

Важно отметить, что нападение на чиновника произошло сразу после очередной информационной атаки на Барабанщикова. В прессе сочли, что совпадения неслучайны. В пользу этого говорит тот факт, что у «Фoнтанки» сразу появилось видео с места происшествия. В последнем материале издание опубликовало фотографию заявления Барабанщикова в правоохранительные органы.

Известно, что укрупнение контрактов и реформа системы закупок действительно имеет место. При этом неизвестно, кто является заказчиком физических и информационных нападений на главу УСП. Однако любые дискуссии об отстранении от участия в аукционах подавляющего большинства комбинатов из-за укрупнения лотов беспочвенны. С некоторой уверенностью можно сказать лишь о том, что проведением торгов, скорее всего, действительно будет заниматься КГЗ.

Именно это изменение может нанести удар по частным комбинатам, так как коррупционные риски на районном уровне – высокие. Антимонопольщики ранее раскрыли один из самых крупных картелей на петербургском рынке социального питания. В сговоре состояли восемь компаний, в том числе «Артис-Детское питание» – крупнейший пищекомбинат Петербурга. Участники картеля получали конфиденциальную информацию от администрации Колпинского района.

Ещё одна необычная ситуация произошла во Фрунзенском районе, где за минувшие два года комбинат «ТЗБ «Петроградская», который находился на грани банкротства, получил все контракты с детсадами. Кроме того, он выиграл множество аукционов в соседних районах. Предприятие достигло феноменальных успехов после того, как Константин Серов возглавил Фрунзенский район Петербурга. Ранее он руководил администрацией Невского района. В те годы все контракты на социальное питание там получал «ТЗБ», собственником которого является Вера Лобанова. «ТЗБ «Петроградская» принадлежит её сыну – Евгению Лобанову. В каждом из этих случаев распределением контрактов занимались районные администрации.

Стоит обратить внимание на ещё один прецедент. «Фирма Флоридан» управляет кафе, расположенном в здании администрации Василеостровского района. Владелица комбината «Серна» Наталия Сорокина владеет рестораном «Империя» в администрации Калининского района и кафе «Империя» в администрации Выборгского района. Она более семи лет не платила за аренду площадей под ресторан, что ничуть не удивляло местных чиновников. При этом «Фoнтанка» относит вышеперечисленные комбинаты к потенциальным «жертвам» грядущей реформы.

Тесные связи бизнеса с районными чиновниками намекают на то, что передача прав проведения торгов от районных администраций к КГЗ может стать причиной для атак на УСП города и всех, кто так или иначе связан с реформой рынка социального питания, чтобы не допустить реформирование рынка, который остается практически неизменным с 90-х годов прошлого века.



";