Смольный не в состоянии предложить метростроению Петербурга качественные решения
Петербургское метро развивается слишком медленно – темпы не соответствуют даже заданным в 2011 году показателям строительства. Многие винят в том недостаток финансирования и высокую, по сравнению с Москвой, себестоимость проектирования и строительства метро в Северной столице, и отчасти это справедливо. Но даже дополнительные вливания в петербургский метрополитен от компании «Газпром» или федерального центра не гарантируют ускорение строительства метро, так как одними только деньгами не решить управленческого кризиса Смольного, неспособного на рабочие решения без увязания в бюрократии.
Особенности нестабильных грунтов Петербурга всегда затрудняли строительство «подземки», недостаток финансирования только усугублял проблему, и к 2010 году эксперты подсчитали, что городской метрополитен отстает от актуальных потребностей города примерно на четверть века. До сих пор не удалось переломить ситуацию в корне: только 47 из 111 муниципалитетов Петербурга могут похвастаться станцией метро на своей территории.
Иными словами, 2, 6 млн петербуржцев живут относительно рядом с подземкой, все прочие вынуждены добираться до станции. В последние десять лет в городе запускали примерно одну станцию в год, бывало, что строили еще реже. Согласно экспертным прогнозам конца 1980-х, ко второму десятилетию нового века в городе должно было быть от 150 до 300 станций, но по факту их всего 72.
По утвержденной Валентиной Матвиенко схеме развития метрополитена, необходимо было выделять 30 млрд рублей в год – это подсчитали в 2011 году. Будучи врио губернатора Петербурга в 2019 году Александр Беглов заявлял, что стоит задача ввести в эксплуатацию к 2032 году 29 станций метрополитена, и называл ту же сумму – 30 млрд. По всей видимости, в Смольном не пересчитали расходы, с учетом инфляции и возросших требований.
«Для того чтобы выдержать этот темп, нам нужно ежегодно тратить на строительство метро порядка 30 млрд рублей, и эти деньги мы найдем в любом случае»,
говорил он, несмотря на то, что с 2011 года стоимость строительства серьезно выросла.
При том, что далеко не каждый год кабинету Беглова удавалось выделять сравнимую сумму – так, 28 млрд рублей на строительство метрополитена было выделено в 2021 году, тогда как в 2020 в два с половиной меньше.
К 2024 году Александр Беглов пообещал президенту ускорить строительство петербургской подземки, сообщив, что к 2024 году в городе откроется целых три новых станции, и на метро выделят 50 млрд рублей.
Как говорил Беглов, в сентябре 2021 года, это должно было позволить в 2024 году открыть три станции: «Казаковскуя» в Красносельском районе, который очень нуждается в метро, «Путиловскую» в Кировском и «Горный институт» на Васильевском острове.
Но финансирование метро до 50 млрд так и не довели – в 2022 году выделили рекордную сумму в 32 млрд рублей, но с учетом увеличения закупок «Метростроя Северной столицы» лишь на 7, 9 млрд относительно прошлого года, сумма не представляется такой значительной – МССС как единственный поставщик получил заказ от Смольного лишь на 15% заявленного объема.
В реальности за 11 лет Смольный потратил на развитие метро чуть больше 200 млрд рублей, тогда как для следования утвержденным планам и темпам развития метрополитен должен был освоить 330 млрд рублей. Это объясняет, почему в Петербурге так мало строят метро, а построенные станции приходится закрывать на доработку и исправление недостатков, а также свидетельствует о том, что петербуржцам не стоит надеяться на качественный рывок в развитии метрополитена при существующих управленческих традициях Смольного.
Подписывайтесь на Новости LIVE24.RU и на наш канал в Дзенe. Следите за главными новостями России и Мира в telegram-канале LIVE24.RU.